Всевозможные сортеры – это, наверное, одна из самых любимых и полезных игрушек для детей примерно с года до 3 лет. Она удовлетворяет страсть ребенка к мелким предметам и в тоже время интерес куда-то что-то “просовывать» и «запихивать», уж простите за эти сова 🙂
А все потому, что в это время ребенок проходит очень важный сензитивный период – период восприятия мелких предметов и период сенсорного развития. Вспомните, с каким удивлением ребенок «вдруг» начинает видеть и пытаться поднять маленькую соринку с пола. В этот момент он начинает выделять части из большого целого, что указывает на начало формирования такой функции мышления, как анализ (выделение во внешнем мире отдельных его элементов). Так же в период сенсорного развития он наиболее чувствителен к различным сенсорным раздражителям.
Поэтому, интерес к мелким предметам и желание ими манипулировать, закономерен в этом возрасте и даже жизненно необходим для его развития. И вовсе не нужно всеми способами ограждать ребенка от этого занятия, а напротив, необходимо максимально поощрять эту потребность, и создавать безопасные условия для её удовлетворения.
Один из способов – это создание различных сортеров и копилок. Такие занятия удовлетворяют потребность ребенка в манипулировании с мелкими предметами, тем самым, развивая мелкую моторику руки. Дают различные сенсорные ощущения (форма, цвет, материал). Координируют движения руки. Развивают концентрацию внимания ребенка. А так же способствуют развитию мышления, установления причинно-следственных связей между собственными действиями.
Но такие занятия требуют обязательного присутствия взрослого! А профилактикой нежелательного использования мелких предметов будет служить медленный и четкий показ ребенку алгоритма действия с таким сортером. Если у ребенка будет опыт более интересного использования мелких предметов, то ему и не придет в голову засунуть это куда-то не туда.
Что может служить материалом:
Да все что угодно! Например, для совсем маленьких (еще не достигших годовалого возраста) – это могут быть мячики для пин-понга, или мягкие текстильные мячики, которые даже не помещаются в кулачок ребенка. И, с появлением ловкости пальчиков, предметы будут уменьшаться.
Это могут быть: любые мячики, каштаны, желуди, семена, корпус от фломастеров, камешки, крышки от питания, монетки, счетные палочки, скрепки, кусочки тряпочек, лент, веревочек, полоски из туристической пенки, поролон, любые бусины, пуговицы, пластиковые карты, различная фасоль, и даже макароны, любые детали от конструкторов или строительных наборов, и т.д.
В зависимости от того что у вас есть под рукой, в любой банке или коробки проделываете соответствующее отверстие и даете ребенку. Количество деталей не должно превышать 5-7, на первом этапе. В последствии, можно остановиться на 10, это косвенно будет подводить ребенка к восприятию десятичной системы.
Периодически меняйте банки и содержимое, чтобы поддерживать интерес.
Помните, что освоение любого действия ребенком должно идти от простого к сложному, поэтому начинайте с простых округлых форм и только после этого меняйте «геометрию», добавляя предметы плоской формы (монеты, пуговицы), где требуется пинцетный захват и далее предметы с углами.
После освоения операций с одним предметом и одним отверстием, можно усложнять задачу, предлагая несколько разных форм, чтобы ребенок учился сортировать по форме.
Очень многих сортеров у нас уже не сохранилось, поскольку жизнь их не такая длинная, и часто, они делались буквально за несколько секунд, увлекали ребенка на какое-то время, а потом, безжалостно выбрасывались, освобождая место для новых. Покажу то, что успела сфотографировать.
Начинали мы с мячиков для пин-понга, около 7-8 месяцев. Сначала, терпения хватало опустить 1 — 2 шарика, но уже вскоре, он подползал к этой бутылке, которая была подвешена у стены и опускал все шарики, лежащие рядом в корзинке.
Дальше, осваивали мягкие текстильные мячики с разными наполнителями. Мячики разные наощупь, издают разные звуки, некоторые из них шуршат, так же они разные по плотности.
Мягкие поролоновые кусочки
Крышки от детского питания (на дно крышки можно приклеить любые картинки, разглядывать их, и в дальнейшем, разделять по типу картинок).
Предметы цилиндрической формы (в данном случае — пустые катушки от ниток, обклеены скотчем)
Стеклянные шарики и стаканчик непроливайка
Счетные палочки, детали от погремушки, пластиковые полоски от папиных рубашек
Вставляем пуговицы или деревянные палочки
Учимся вставлять монетки (перед использованием обязательно помойте монеты)
Новогодние бусы. Можно порезать бусы на кусочки, а можно и пробовать вставлять длинные, что сложнее.
Опускаем в отверстие нарезанные веревочки
Скручиваем в рулончики лоскутки
Наша любимая синельная (пушистая) проволока
Дальше, уже сортируем предметы по форме цилиндров (больше — меньше). Цвет, как вспомогательный элемент, помогающий соотнести размер. Кстати, цилиндры от мягкого геометрика фирмы «Тедико».
А ниже, кормим рыбок соответствующего цвета.
Теперь, раскладываем два вида палочек: мягкие полоски (порезали туристический коврик) и деревянные зубочистки.
Раскладываем картинки по смысловому содержанию: «День и Ночь». Эту идею уже несколько лет назад приглядела у мамы Марии.
Как видите, все это очень просто сделать, а развивающий потенциал таких занятий налицо.
Продолжение следует…
Буду очень рада, если поделитесь в комментариях вашими идеями сортеров.
4 Comments
Виктория
Ксения, спасибо за идеи!!! Подсмотрела для себя некоторые варианты сортеров.
Anna
Из всех сортировщиков, «Домик с животными» от Chicco, пожалуй, самый «долгоиграющий». Нам подарили его в 6 месяцев. Вначале сынок заинтересовался только ключиками, они у нас были и в роли «прорезывателя», и активно развивали моторику, приходилось мыть их несколько раз в день. Ближе к 9 месяцам малыш стал открывать и закрывать дверцы домика, рассматривать животных и перебирать их. В год вместе со мной рассаживал животных в домик, фигурки уже мог вставлять в отверстия сам, с животными было сложнее…. Еще через пару месяцев и животные стали интересовать, стал складывать по цветам – фигурку и животное. В 1,5 года мы умели делать все, включая открытие нескольких дверей подходящими ключами. Это отличная логическая развивающая игрушка! Малыш без конца брал ее с собой на дачу, хотя там полно игрушек. Безусловно, как любая другая игрушка Chicco, максимально продумано все до мелочей: никаких острых углов, легко протирать, яркая и гладкая, легко поднимается сверху, удобна в перевозках и переносках. А сколько сторон развития для малыша: образное мышление, логическое мышление, сенсорика, моторика, а сейчас у нас и фантазия активно развивается на этой игрушке: нам год и 9, малыш, видимо, решил представить домик для животных в виде гаража для машинок, вытащил из него все фигурки, и ставит в каждое отверстие маленькие машинки, пытается закрыть на ключ) Всем советуем такой сортер! Вообще он рекомендован с годика, а мы начали заниматься с ним раньше и очень довольны!
Анастасия
В картонной коробке сделала щель, сует скидочные карточки. Пластиковые и долговечные)))
В другой сделала квадратное отверстие- для деревянных кубиков.
Отрезала острые кончики от цветных карандашей- и в бутылку их.
Kseniya
Замечательные упражнения получились ))