Понемногу подрастает мой маленький «хвостик», и то время, что он не спит, он следует за мной. Если я перехожу из одной комнаты в другую, попутно делая домашние дела, он непременно возьмет те предметы, которыми был занят и двигается за мной, сядет в той комнате, где я и с такой же концентрацией продолжит свое дело. Для его возраста (сейчас малышу 1 год и 4 месяца) это желание вполне естественное — следовать за мамой и быть рядом.
Очень часто я подключаю малыша ко всем своим делам. Да, процесс затягивается, ведь всем понятно, с каким темпом малыш помогает маме. Но в этом и заключается совместная жизнь с малышом. Я не отвлекаю его игрушками от тех процессов, которые происходят каждый день у него перед глазами. А напротив, я предлагаю часть дела взять на себя. Я вижу, с какой концентрацией он участвует в наших совместных делах, как для него это важно, и какое довольное лицо у него бывает, когда он «помог» мне.
Тем более это так просто, и самое главное естественно, не нужно ничего выдумывать, для этого не нужно знать каких-либо методик, нужно лишь откликнуться на желание малыша и предоставить ему возможности.
Это настоящая живая деятельность, часто недооцененная, но неимоверно вовлекающая ребенка и дающая ему массу впечатлений и естественного опыта. Он сам незаметно учится, развивается, становится самостоятельным. С каждым днем все больше и больше. И все же, что можно предложить малышу на кухне в возрасте 12-16 месяцев:
Я не большой сторонник идеи «выдать таз с крупой», пока мама готовит. Как правило самостоятельная деятельность с этим «материалом» заканчивается рассыпанием крупы по всему полу и ползанием мамы по всем углам, в надежде собрать все, что закатилось в эти самые углы.
На мой взгляд, есть куда более конструктивные занятия для ребенка, развивающие концентрацию и моторику руки, а также помогающие освоить разнообразные практические навыки.
Поэтому, делюсь любимыми Тимошиными занятиями:
Я не предлагаю ему деятельность ради деятельности, в своем занятии он становится таким же важным участником процесса и выполняет посильную для своего возраста задачу, с достижимой целью.
Хоть он еще совсем малыш, но он с готовность откликается на мои предложения.
Я делаю фруктовый салат – он учится снимать кожуру с мандарин , и разделять их на дольки.
Я делаю коктейль с бананом – он очищает банан от кожуры, предварительно нарезанный кружочками. В этой деятельности я предлагаю ему первую сортировку — положить очищенные бананы на тарелку, отдельно от кожуры.
Как любой малыш, он обожает всю электронику, поэтому под моим контролем осваивает бытовую технику, например с интересом нажимает на кнопку блендера, и рассматривает полученный результат.
Я готовлю суп – он снимает верхние листья с капусты. Рассматривает все овощи в кожуре и без, неизменно их пробует, перекладывает, наблюдает как они трансформируются в процессе чистки и нарезки.
При приготовлении печений – разминает банан толкушкой, или масло (в зависимости от того, что мы делаем), насыпает муку и запускает туда свои пальчики, учится катать шарики из теста, либо с удовольствием превращает в лепешки мои шарики, вдавливает изюм в будущие булочки.
Еще обожает выкладывать из пакета продукты и складывать их в холодильник.
Относит грязные кружки в раковину и обижается, если кто-то перехватит у него кружку на полпути.
Последнее увлечение — заваривать чай из трав. Каждая ароматная травка, сама по себе, настоящий материал для исследования. К тому же, в этом процессе, малыш захватывает каждый листик пальчиками и перекладывает его в чайник, что незаметно развивает его координацию и мелкую моторику.По просьбе достает из холодильника названные продукты, либо, когда хочет кушать, самостоятельно достает свою еду. Если берет фрукты или овощи несет их к раковине, чтобы помыть, пододвигает свой стул, забирается и моет, как может 🙂
За такой простой обыденной жизнью, каждодневьем и ежедневьем кроется огромная ценность для малыша.
В этих занятиях он оттачивает точность своих движений, координирует действие рука-глаз, получает массу сенсорных стимулов (запах и вкус продуктов, их фактура, вес), вовлечен в общий значимый процесс, осваивает назначение различных предметов, развивает словарный запас и понимание речи, идет по ступенькам независимости и самостоятельности.
Все статьи на сайте авторские. При использовании материалов активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА!!
6 Comments
Виктория
Спасибо, так здорово за вами наблюдать))))
Каждый раз читая твои статьи, хочется малыша, чтобы также с ним «играть»)))
Kseniya
ЗдОрово, что такие желания появляются :)!! Наши мысли формируют наше будущее ))
Татьяна
Спасибо, Ксюша, за ценные советы. Они так просты и так гениальны. У нас как раз самый возраст чтобы всем этим заниматься. Спасибо за то, что вдохновляешь.
Kseniya
Татьяна, так тепло от ваших слов :))
Анастасия
Большое спасибо за прекрасный сайт! Подписана на вас в Инстаграме, но разве там много напишешь, в этих комментариях под фото))
Главная проблема в подобных занятиях- психологический барьер мамы: рассыпет, разрбьет, не правильно, медленно, и вообще дай, лучше я сама сделаю.
Моему тоже 1,4 сейчас. Тоже пытаюсь расслабиться и дать ему все попробовать самому. Как полезно видеть пример перед глазами, очень подбадривает.
Kseniya
О да, мамы они такие 😉 Но ничего, с взрослением ребенка барьеры снимаются.