Ребенок развивается каждую минуту своей жизни. Он жадно поглощает впечатления внешнего мира, благодаря своему впитывающему разуму. Но нужно ли заполнять все свободное время ребенка полезной и важной информацией? Определенно нет. Будьте уверены, он сам возьмет то, к чему подталкивает его внутренняя природа. Наша задача не отгораживать его от взрослого мира, а создавать благоприятные условия для познания.
Ребенку важно трогать, пробовать и сравнивать. В период особой чувствительности к сенсорным впечатлениям — этот опыт становится определяющим, основой для развития интеллектуальной сферы.
Как я помогаю получить подобный опыт? Например, вот так:
Каждый день ребенок становится невольным свидетелем происходящей магии на кухне. И каждый раз я предлагаю ему повзаимодействовать с тем, что я делаю.
Я замачиваю вечером нут, зову малыша и даю возможность рассмотреть и потрогать, опустить руки в миску и набирать в ладошки.
На следующий день мы смотрим, что же стало с нутом. Для сравнения я поставила рядом и сухой нут. Это открытие и удивление для малыша. И живые причинно-следственные связи, что было сначала — что потом.
Как изменился горох? Стал больше и мягче. Я назвала новые слова, связанные с уже полученным сенсорным опытом. Сухой, твердый — повертели в руках и попробовали на зуб. Меньше-больше. Мягкий, напитанный водой. Раскусили и попробовали пожевать сырой замоченный нут, ощутили вкус.
После, конечно, сварили — и снова попробовали. Есть отличия? Давай сравним. А какой больше нравится?
Немного оставили на дальнейшее прорастание и рассмотрели росток на следующий день.
Теперь осталось посадить и смотреть дальше.
Все это занимает так мало времени и проходит между делом, но для ребенка это яркое и значимое событие, которое помогает ему ориентироваться в многообразии последовательностей этого мира.
Он составляет свой собственный мир, основанный на реальных и значимых событиях, которые проходят у него перед глазами.
И за магией и волшебством, постепенно, начинают проступать понятные и важные закономерности окружающего пространства.
Я не знаю другого настолько простого и естественного способа гармонично развивать ребенка, без спешки, в согласии с потребностями маленького исследователя.