Баночки с различными запахами очень просты в изготовлении, но я не встречала ребенка, которому бы не понравился этот материал.
Вообще, Святослав его уже себе сделал задолго до меня. У нас в доме скопилось очень много эфирных масел и, как-то случайно, исследуя наши шкафы, он их обнаружил и теперь открывать и вдыхать их аромат — это его любимое занятие.
И вот, я решила внести в это хаотичное занятие немного порядка.
Ниже, читайте подробное описание о том, как их сделать, что положить и как играть:
Тара для ароматов:
Самый лучший вариант – это использовать баночки из-под специй, тогда ребенок сможет самостоятельно их открывать и закрывать, при этом содержимое баночки не будет высыпаться. Но у меня под рукой столько баночек не оказалось, поэтому я использовала коробочки от киндеров. Как вариант, можно использовать баночки из-под гуаши, или из-под детского пюре.
Что кладем для запаха:
- Ароматные специи (в цельном, не молотом виде, чтобы ребенок не вдохнул мелкие частицы). Это может быть палочка ванили, гвоздика, мускатный орех, кардамон, фенхель, палочки корицы; так же можно положить кофе, корочку лимона (её надо периодически менять, так как она будет портиться), различные сушеные ягоды и травы (душица, валериана, мята, ромашка). Хороший вариант – вкладывать пакетики с ароматизированным чаем – их сейчас огромный выбор.
Преимущество сыпучих наполнителей в том, что можно сразу посмотреть, что дает такой запах и даже попробовать 🙂
- Второй вариант – это использовать эфирные масла. В этом случае, необходимо капнуть несколько капель на ватку, и положить в баночку. К такому варианту хорошо сделать карточки, чтобы ребенок мог видеть, что дает такой запах.
В этом варианте каждого запаха я делала по два, чтобы подбирать одинаковые пары. При этом, повторяющиеся баночки выделены красной лентой:
И еще один вариант, так как у меня много эфирных масел, я их установила на подставку из картона и оставила в свободном доступе. Поскольку запах очень интенсивный, то прежде чем пользоваться, я показала как нужно подносить к носу крышку от баночки с маслом, чтобы аккуратно понюхать, а не подносить к самому носу. Такой инструкции было вполне достаточно для правильной эксплуатации.
Как играем:
- Изучаем запах. Мама показывает, как нужно нюхать, вдыхать аромат.
- Называем и показываем, что дает такой запах на карточке или смотрим само содержимое.
- Угадываем запахи. Вдыхаем аромат и пробуем назвать, что за запах, а так же найти картинку с изображением источника запаха.
- Ищем одинаковые запахи. Делаем по две пары баночек. Разделяем на два ряда. Берем из одного ряда баночку и предлагаем найти такой же запах в другом ряду. Обязательно пометьте одинаковые пары запахов, чтобы ребенок смог себя проверить, правильно ли сделал свой выбор.
- Дальше, можно подключать эмоциональную составляющую, какой запах больше понравился – не понравился; описываем запахи: сладкий, свежий, тяжелый, не приятный, резкий, слабый, пряный и т.д.
И, конечно же, обязательно акцентируйте внимание ребенка на запахи в вашей повседневной жизни. Когда готовите – предлагайте понюхать разные овощи, сырые и варенные, нюхайте свежую зелень и различные готовые блюда. Обращайте внимание на запахи на улице: запах скошенной травы, запах после дождя, доносящиеся ароматы цветущих растений, запах крашеных заборов, запах от проехавшей машины, земельный запах, запах от кондитерской или булочной. Всех и не перечислишь, погрузитесь в мир ароматов вместе с ребенком, и вы заметите, в каком ароматном мире мы живем во всех отношениях 🙂
Такие занятие будут полезны для сенсорного развития, в частности для утончения обоняния.
Улавливание различных запахов и определение их источника, будет оказывать влияние на развитие памяти и логического мышления (умения соотнести источник запаха с изображением на картинке, подобрать одинаковые пары запахов).
Так же, такие игры расширяют словарный запас ребенка, тренируют умение высказать и понять свое отношение к запаху (нравится – не нравится), описать запах (резкий, пряный, пыльный и т.д.).
Так же, вам может быть интересно: Мир на кончиках пальцев или немного о сенсорном развитии.
3 Comments
Ольга Бардина
Ксеня, спасибо за идею. Мы тоже любим специи. Даже целый шкафчик есть для этого. Святослав обожает засунуть туда нос (обычно под папиным контролем). А вот до идеи сделать такие безопасные «нюхалки» я пока не додумалась.
P.S. про баночки из-под пюре. Когда Святослав был в таком возрасте, что кушал баночную еду (около года), я позволяла ему играть с банками, т.к. ему было очень интересно стоить из них башни (я особенно ценила, что это его инициатива, поэтому не ограничивала). Но когда однажды башня развалилась и на полу оказались острые осколки стекла, я поняла, что это совсем не игрушка — и надо их прятать.
А вот баночки от киндеров или от гуаши — отличный вариант.
Kseniya
В любой даже самой простой игре, не следует терять бдительности. И конечно, нам как родителям, следует предполагать возможные варианты, если ребенок играет со стеклянной посудой, то на 90% он когда-нибудь её разобьет. Поэтому, если и позволять такие игры, то под присмотром взрослого, дополнительно оговаривая, что это стекло и нужно с ним обращаться аккуратно. К примеру, чтобы разрешить пользоваться коробкой с эфирными маслами, я сначала показывала, как нужно их открывать и нюхать, поскольку масла концентрированные и при попадании на кожу очень неприятно жгут, а за не должное использование просто убирала этот материал. В итоге, он очень аккуратно с ним обращается, и все равно, когда он его берет, я одним глазом посматриваю на него. Безопасность превыше всего!
Елена
Для того чтобы смесь начала отдавать свой аромат, ее нужно постоянно подогревать, как и в случае с ароматическими маслами, добавленными в воду.