Меня всегда интересовал вопрос: «Сколько игрушек нужно ребенку»? В ответ, я очень часто слышала: «Ну, о-о-очень много». И, честно говоря, я и сама так думала, до недавнего времени.
Когда родился Святослав, я готова была скупить все развивающие игрушки. Почему-то, в нашем сознании очень крепко закрепилась такая мысль, что именно игрушки развивают наших детей (спасибо рекламе и всем СМИ за это). И складывается ощущение, что без этих игрушек, ребенок ни за что на свете не научится различать формы или цвета, не научится считать, не разовьет мелкую моторику, и вовсе заскучает.
Причем, что удивительно, многие родители ведутся на это, в том числе и я. А если вы понаблюдаете за маленьким ребенком, то легко заметите, что все это мало привлекает его. Вашего малыша, как раз, больше привлекает реальный мир и вещи взрослых.
Давайте, сначала разберемся, для чего же мы покупаем ребенку игрушки.
Итак, варианты ответов:
— развивать мышление, творчество;
— развлечь ребенка;
— моделировать ситуации взрослой жизни;
И, если уж быть совсем честными — чтобы ребенок не приставал к маме, пока мама чем-то занята.
Парадоксально, но во многих семьях, дом просто завален игрушками, а ребенок все равно скучает. Старые игрушки ему надоели и он просит купить все новые. И вместо того, чтобы придумать игры из уже имеющихся игрушек и подручного материала, родителям проще купить новую игрушку — это как раз вариант покупки – «чтобы не приставал».
А игра у ребенка происходит таким образом: достается огромная коробка и, постепенно, из неё вываливается все содержимое, а затем он переходит к другой коробке, то есть ребенок просто перебирает игрушки, даже не пытаясь дойти до самой сути, не говоря уже о том, чтобы что-то с этим сделать или придумать.
Наблюдая за детьми постарше, я вижу, что игрушки у детей становятся тем, чем можно похвастаться. В среде детей, уже в этом юном возрасте, культивируется важность внешней ценности игрушки, то чем можно похвастаться или как-то выделиться.
Кстати, ни в коем случае в этом нельзя винить детей. Разве мы, взрослые, не относимся сейчас именно так к своим вещам, которыми у нас просто завален весь дом? А мы все равно покупаем что-то новое, модное и, желательно, лучше чем у других. И разве не мы передаем подобное отношение к вещам нашим детям, стремясь, чтобы у них были самые лучшие и дорогие игрушки, чтобы ребенок не почувствовал себя обделенным?
Вспомните, когда вы едите куда-то на отдых , вы ведь не берете с собой тонну игрушек. Возможно, совочек или ведерко приобретете на месте, а остальное ребенок придумает уже САМ из того, что найдет. И простая палочка, вдруг, станет всем: и самолетом, и строительным материалом и столовыми приборами, и куклой (если платочек завязать), и ружьем, посохом, и т.д.
Так зачем же мы покупаем ТАК МНОГО ИГРУШЕК ДОМА???
Зачем покупать маленькую мебель, когда куда полезнее её сделать из какого-нибудь конструктора (которых в доме всегда предостаточно) или из коробки? Постелил тряпочку – вот тебе и кровать. Зачем покупать маленькому ребенку посуду со столовыми приборами, если чашку и тарелку можно сделать из любой крышки или формочки от пирамидки или баночки из под йогурта, а ложкой сделать и счетную палочку или сточенный карандаш.
Конечно я не призываю выбросить все игрушки и никогда их не покупать. Игрушки нужны ребенку. Ведь именно игра – ведущая деятельность в жизни ребенка. И для этой игры необходимы атрибуты. Но необходимо отдавать себе отчет, что именно мы задаем направленность этой игры и мы можем на это влиять. Удачная игрушка – это игрушка многофункциональная, или её еще можно назвать универсальная – не имеющая четкого образа. Именно такая игрушка будет стимулировать воображение вашего малыша.
Возьмем, к примеру, деревянные кубики: из них можно строить башни, делать мебель, их можно считать, раскладывать по цвету, на них можно приклеивать картинки, слоги или буквы, изучать геометрические тела, играть в волшебный мешочек, обводить, ставить печати… Можно еще долго продолжать.
А возьмем резинового крокодила – он может быть только крокодилом, в лучшем случае, примет участие в какой-нибудь ролевой игре (хотя, и это иногда необходимо).
И еще, мне кажется, что именно в этом возрасте мы формируем бережное отношение к вещам. Когда игрушек много – тогда нет любимой игрушки, тогда они легко ломаются, теряются – ведь в этом нет ничего страшного, купят новую и у ребенка даже не возникает потребности фантазировать.
Поэтому, покупку игрушек нужно очень тщательно планировать и продумывать их необходимость, как если бы вы покупали новую мебель или какую-нибудь технику. Ведь так просто перейти эту грань и тогда это игрушечное царство будет играть против вас и вашего ребенка.
Еще на эту тему: Несколько рекомендаций, как выбирать игрушки.
13 Comments
Юлия
Ксения, я абсолютна с вами согласна. Гораздо больше любых игрушек деткам нужно наше внимание. И у нас много игрушек, но в основном эти игрушки дарят гости и бабушки. Сыночку они интересны только первый день, а потом все лежит мертвым грузом в коробке. И ведь бабушке это не объяснишь. Все равно купит новую машинку или зверушку. Я понимаю, они хотят компенсировать этим недостаток своего с ним общения (мы живем в разных городах и видимся раз в месяц).
На мой взгляд, куда приятней сделать что-то самой, либо предоставить ребенку возможность пофантазировать и «превратить» коробку в дом, а перевернутый стул в космический корабль.
Конечно, без игрушек никуда, но выбирать их надо с умом. И прежде всего нужно задать себе вопрос — а так ли нужна эта вешь?
Kseniya
Да, сложно остановить себя, порой, заходя в детский магазин, а бабушки это вообще отдельная тема в обеспечении мягкими игрушками и кофетками.
Jane Bezmaternykh
Девочки, Вы немного строгие. У меня брат купил своей дочке большой домик, на что наша мама спросила: «Зачем?». А мне в детстве всегда хотелось поиграться в таком домике. Конечно, развивать фантазию нужно, я за самодельные игрушки обеими руками и ногами. Но ведь хочется немного побаловать своих малышей. Они вырастут, и их потом точно уже никто не будет баловать. А с любящими бабушками и дедушками, по-моему, бороться почти невозможно, но профилактические беседы проводить обязательно нужно 🙂
Kseniya
Баловать конечно можно, но во всем нужно знать меру и придерживаться золотой середины. Просто, мне кажется, у родителей, немного завышенное представление о детских потребностей. И часто, родители замещают игрушкой нехваткой родительского внимания.
Опять же нужно учитывать возраст ребенка, например в возрасте до 3-х лет — я бы точно не стала покупать дом ребенку, а около 5-6 лет — при огромном желании ребенка, возможно бы и преобрела.
Ася
Jane, согласна, что хочется баловать=) Я своему точно куплю, но не раньше, чем мы с ним сделаем домик из пары стульев и одеяла. Будем сидеть там и жевать бутерброды или читать при свете фонарика (мама будет глаза дальше портить=))))) Мне кажется, что современные игрушки (не все, конечно!) не развивают детей, а наоборот, отупляют, делают их фантазию «пресной», неспособной на создание чего-то, о чем они мечтают. Есть, действительно, шикарные, с точки зрения познавания, игрушки, но в большинстве своем — это однообразная, не серая, а оооооочень разноцветная, ядовитая масса.
Kseniya
Ася, как я с вами согласна:)
Кстати, про выбор игрушек можно почитать здесь:http://kkrasnova.ru/neskolko-rekomendacij-kak-vybirat-igrushki/
Jane Bezmaternykh
Наверное, я еще не сталкивалась с игрушками для более взрослых деток. Мне всегда казалось, что сейчас наоборот много развивающих вариантов. В стиле — нажми на фиолетовый цвет, а потом на круг.
Татьяна
Ксения, всё так и есть. Я сразу заметила, что сыну нравятся больше какие-то мои кастрюли, венчики, половник и т.д., чем то, что ему покупают. 🙂 Т.е. предметы из реальной жизни.
Может быть, мы все выросли во времена, когда не было ТАК много игрушек, поэтому хотим, чтобы у наших деток было ВСЁ??? 🙂
Кстати, большинство игрушек у моего Мирослава — это именно подарки. Мы с мужем ему покупаем только что-то действительно нужное.
Kseniya
Татьяна, это очень ценное наблюдение по поводу того, какие игрушки ребенок сам себе выбирает, из тех предметов, что есть в доме, и открытие для многих родителей. Теперь я тоже покупаю игрушки достаточно редко и только то, что необходимо, чтобы стимулировать определенные умения. А в остальном, предлагаю разные варианты игр с тем, что уже есть. Ребенку ведь по сути нужна не просто новая игрушка — а новое впечатление от игрушки.
Anna
Очень полезная статья! Спасибо!) У меня происходит внутренняя борьба: с одной стороны, хочется, чтобы сынуля развивался естественно, т.е. его «игрушками» были растения, камешки, палочки — вместо конструкторов…. животные и звери — вместо мягких игрушек… Специально завела маленькую собачку, когда беременная была… С другой стороны, хочется дать ребенку то, чего сама была лишина в детстве. Ведь помню, как после школы (учась в первом классе) заходила в магазин и часами простаивала возле витрин с куклами Барби и мебелью для них… стояла с портфельчиком и восхищалась. А потом приходила домой и мечтала, что у меня это все есть! 🙂 Но это уже в более старшем возрасте…
А вот сейчас наблюдаю за своим 8.5-месячным сынулей: игрушки валяются на полу, а он нашел (сам достал!))) пакетик с крышечками от детского питания (мы собирали их для какой-то лотереи), и с упоением с ними играет…))) пробует на зуб, стучит, перебирает… А пирамидки с погремушками невостребованные лежат 🙂 У него сейчас такой возраст, что сложно предложить конкретную игру, кроме «стучания», «перебирания» чего-то… например, даже мячик еще не покатаешь — он не умеет откатить его обратно) Может, посоветуете что-нибудь, исходя из опыта? 🙂
Kseniya
В этом возрасте его игра как раз в том и заключается, чтобы все пробовать, перебирать, стучать. Такими простыми действиями он открывает для себя свойства предметов. Максимально это поощряйте, давайте разные интересные взрослые предметы. Помню как в этом возрасте, моего сына поразила обычная щетка для одежды с длинной жесткой щетиной, пару дней она было фаворитом среди всех игрушек.
А мячики — это вообще отдельная тема — это самая потрясающая игрушка для детей первого года жизни, большие и маленькие, твердые и мягкие, колючие и гладкие — как можно больше. Они катятся с разных поверхностей, скачут когда бросаешь на пол, отскакивают от стены, закатываются куда-то. Просто играйте с ним вместе, показывайте простые действия и он обязательно начнет повторять, когда будет готов. Я не встречала взрослых людей, которые не умели бы катать мячики 🙂
А что касается желаний взрослых детей определенной игрушки — то, конечно какие-то из них нужно реализовывать, но не часто и приурочивая к каким-то важным событиям. А для малышей — большое количество игрушек только отвлекают внимания, и мешают сконцентрироваться на важных свойствах предмета.
Любовь Хмелинина
Знаете, для второго ребятенка очень мало покупала игрушек.Часть осталась от братика. Кое что покупала, например, кубики. Что-то подарили. Остальное сама делаю. И ещё начала собирать крышечки от детского питания. Все крышечное добро положила в ведёрко от майонеза и красота))) Гремят, шумят, а как здорово их вываливать. Уже думаю, что надо внутрь крышечек наклеить разные тряпочки и бумагу разнофактурную.
А придёшь в гости к кому-нибудь, а там другие игрушки и самой как-то стыдно становится на миг, что ничего не покупаешь и как будто ребёнок без игрушек растёт… Мячики, шарики тоже очень любим. Тем более мячики можно опять же самой быстро сшить. В общем, ко всему стоит разумно подходить)))
Kseniya
Мне кажется, родители больше от этого страдают угрызениями совести, чем дети 🙂
Я, к примеру, очень рада, что мой сын может придумать себе игру из ничего и долго самозабвенно играть в это. И такой способсности у него бы не было, елиб весь дом был полон игрушками. Он видит, как из самого обычного предмета может появиться «нечто», поскольку я ему постоянно что-то делаю. Он наблюдает мамино творчество и это самый лучший пример для ребенка, который будет стимулировать его в дальнейшем на создание собственных «шедевров».
А игрушки я ему, конечно, покупаю, но редко, и стараюсь покупать очень качественные и многофункциональные, которые будут стимулировать творчество и фантазию.