Сейчас только ленивые родители не заинтересованы в раннем развитии своих детей. Мамы все свободное время проводят за компьютером в поисках различных методик развития или выискивая различные таблицы и нормы развития. И не дай Бог, если он не умеет сам собирать пирамидку в год или различать цвета в 2 года. Тогда – то мама решает «серьезно» заняться обучением ребенка и наконец-то научить его, развить, да так, чтоб он ни в коей мере не отставал от соседского мальчика, а лучше, конечно, чтобы перегнал. Бедному ребенку с рождения показывают по 6 раз в день карточки с подписями, в надежде, что к двум годам-то он точно будет уже читать (по крайней мере интуитивно), считать, хорошо бы еще несколько языков выучил. Конечно, когда такие серьезные планы, тут уж не до домашних дел. А то, что муж не доволен – так это же я занимаюсь «ранним развитием» ребенка, для нашего общего блага, между прочем.
Только, когда ребенок начинает подрастать, ползать, потом ходить – он почему то убегает от наших карточек. Вместо того, чтобы собрать пирамидку – он раскидывает все кольца по полу. Вместо красного цвета – упорно тычет в зеленый или желтый («О, Боже, может он дальтоник?) или вообще занят только своими дурацкими машинками и не хочет заниматься.
А уж как только маме надо наконец-то домашние дела делать – то он тут как тут.
Швабру отбирает, залезает на кухне в раковину, включает воду, сыпет крупу мимо кастрюли, так и норовит выхватить нож, чтобы помочь порезать, поливает цветы по 5 раз в день. Конечно, это не детское дело: «Иди лучше поиграй своими игрушками или мультик посмотри».
Но, как оказывается, ребенок лучше всего развивается и становится более самостоятельным, когда участвует в наших взрослых делах. Посмотрите, с каким он желанием и энтузиазмом хочет помогать нам в 2-3 года и как не хочет этого делать в 15 лет. А ведь мы сами всегда твердим: «Уйди, не мешай, ты только все разольешь, мне некогда…»
Да, процесс приготовления пищи может затянуться, зато ребенок с таким удовольствием и воодушевлением будет вам в этом помогать и для него это будет самая лучшая развивающая игра. Например, мы моем овощи, попутно называем их, классифицируем, чистим, режем. Даже маленький ребенок с успехом может все порезанное уложить в кастрюлю, как раз и мелкая моторика задействуется.
А если мама замешивает тесто – то тут и просеять муку надо, и руками помять, и раскатать, и слепить что-то интересное.
А если заварить чай – то можно сделать целое развивающее занятие: нужно взять щепоткой разные травы, ягоды, понюхать каждую составляющую, а потом еще и оценить получившийся вкус. У моего Святослава — это было самым любимым занятием, как только он научился самостоятельно стоять на стуле. И очень расстраивался, если кто-то заварит чай вместо него.
Так это, как раз, и есть настоящая и самая развивающая среда для ребенка. Зачем ему знать в столь нежном возрасте, сколько бывает инфузорий?
Дайте ему лучше в руки лимон, разрежьте его, понюхайте и попробуйте. Ребенок сразу поймет и желтый цвет и кислый вкус и цитрусовый запах. Насыщайте его сенсорный опыт как можно больше. Ребенку нужно прочувствовать окружающий мир, задействуя, при этом, все органы чувств.
И если вы его хотите чему то научить – просто играйте в это. Не надо занятий, из серии: «Иди сюда, сейчас мы будем учить профессии».
Вы лучше прокатитесь с ним в автобусе: там вы покажете водителя, тетя кондуктор оторвет вам билет.
Сходите, запишитесь в библиотеку – там он увидит библиотекаря. А потом, уже дома, можно в это играть, с различными вариациями, проигрывая все эти сюжеты.
Конечно, я не против занятий с детьми дома. Это замечательно, когда мама берет ответственность за развитие своего ребенка на себя, просто, учитывайте некоторые важные моменты:
1. Все занятия должны проходить исключительно в игровой форме. Играйте в то, чему вы хотите научить ребенка.
2. Занимайтесь, пока у ребенка есть интерес, как только видите, что он начинает отвлекаться – переключайтесь на что-то другое.
3. Не проверяйте ребенка! Он запомнит и освоит все в нужное для него время.
И помните один очень важный нюанс: в младшем дошкольном возрасте, самое главное для ребенка – это получить как можно больше впечатлений. Знания он может и забудет, но впечатления с ним останутся на долго, и затем уже в более старшем возрасте, будут подкрепляться информацией без особых усилий.
One Comment
Anna
Подписываюсь под каждым словом 🙂