К своим 4-м годам ребенок может стать уже настоящим маминым помощником при одном условии, если ему позволяли им быть с того самого момента, когда он впервые стал пробовать повторять за мамой то, что она делает. Любая мама наверняка замечала, что после года ребенка неутомимо тянет именно к тому, что делает мама. Если в этот момент начать отвлекать ребенка от этой жизненно важной для него деятельности различными игрушками или стараться переделать все дела, пока ребенок спит, то можно лишить ребенка огромного простора для развития. А это и есть самое первая и настоящая деятельность, которая развивает ребенка.
В такой деятельности ребенок учится координировать свои движения, наблюдать и подмечать нюансы процесса, узнает назначение разных предметов, развивает память, расширяет свой словарный запас, совершенствует развитие моторики руки и точности движений.
И кроме этого , такая деятельность существенным образом сказывается на развитии самостоятельности и формировании позитивной самооценки, уверенности в себе и своих силах.
А всего-то навсего – ребенок пребывает рядом с мамой на кухне день ото дня.
Я никогда не ограничивала ребенка в желании помогать мне, а напротив всячески стимулировала этот процесс, разбивала его на меленькие части, показывала простые упражнения для более легкого и быстрого освоения процесса: в Монтессори это называется – презентация. Некоторые виды деятельности оставляла на лотках на низкой полочке, чтобы ребенок мог дополнительно тренироваться и совершенствовать свои навыки.
И так, что же может ребенок к своим 4-м годам, находясь рядом с мамой на кухне?
- Уверенно резать ножом: может резать как мягкие фрукты так и более жесткие овощи.
- Очищать от кожуры овощи продолговатой формы (морковь, огурцы и т.д.).
- Тщательно промывать крупу.
- Самостоятельно использовать кухонную бытовую технику: блендер, соковыжималку, посудомоечную машину, плиту.
- Может просеивать муку и замешивать тесто, раскатывать его и лепить печенье разных форм.
- Приготовить простые блюда самостоятельно: например у нас это фруктовые и овощные салаты, коктейли с фруктами, десерт из банана с измельченными орехами, фруктовые соки, бутерброды и т.д.
- Может следить за приготовлением еды, вовремя перемешать и выключить плиту.
- При необходимости налить себе воду, сок, и другие напитки из кувшина и литровой бутылки.
- Использовать по назначение и в нужном количестве соль и сахар, различные специи при приготовлении пищи.
- Отмерять нужное количество крупы и воды для приготовления каш.
- Накрывать на стол и убирать со стола.
- Пользоваться теркой.
- Мыть посуду, вытирать столовые приборы и раскладывать по ячейкам.
- Заваривать чай и наливать в кружку.
- Самостоятельно накладывать еду в тарелку
- Наливать компот, суп половником.
- Протирать стол после еды.
Как видите, это уже не маленький список, и только представьте, сколько внимательности, собранности и концентрации требуется ребенку чтобы все это сделать. А самое главное дети, которым всегда позволяли участвовать во взрослых делах, делают это с удовольствием!
А иллюстрацией к этому списку, послужила наша кулинарная неделя посвященная осенним делам.
За это время мы успели:
Приготовить печенье в виде листьев
Продегустировать чаи из насушенных трав и ягод
Приготовить яблочный пирог
Высушить яблоки кружочками
Отведать печенных яблочек
Все что делает ребенок проходило при моем минимальном контроле, в основном моя роль здесь – отмерить нужное количество ингредиентов, по сути, подготовить площадку для работы.
С этим постом мы участвуем в Уютной осени от Блоги-мам.
Предыдущие посты на осеннею тему:
Палитра из листьев
Рябиновые дни
Листья и глина
Получайте новости блога себе на почту:
18 Comments
Таня
Ксения, прекрасная статья! Вы замечательная мама;)
Мы тоже все делаем вместе с рождения. И вот что мы умеем делать на кухне (в декабре 2 года):
— резать столовым ножом бананы;
-чистить яйцо (хотя не всегда до конца, но всё же);
-неравномерно мазать масло;
-сыпать всякие приправы (корицу на яблоки);
-рвать салатные листья;
-мешать венчиком яйцо (получается только мешать, а не взбивать);
-вытаскивать посуду из машины;
-приносить из холодильника (это любимое дело))) обычно прошу дать мне яйцо, творог или сыр) и закрывать за собой;
— мыть кухонные ящики из пульвизатора с губкой. Это занятие тоже в фаворитах;
-вытирать тряпочкой пол;
-мести в совок так и не можем научиться)) просто метет щеточкой как попало.
Вот что сразу вспомнила. А блендер, пылесос и пр. шумелки стала сильно бояться, не пойму почему. Мне ими тоже не дает пользоваться, переживает за меня. Может быть есть у вам статья на тему таких страхов?
Kseniya
Вы молодцы, что делаете все вместе! Легкий способ сориентировать ребенка куда ему мести — это приклеить не большой стикер на пол, и показать как мусор совком ведем к этой метке, тогда ребенок начинает ориентироваться. В Монтессори-презентации еще и кусочком мыла на полу круг рисуют и затем заметают в этот круг мусор — так ребенок уже точно никуда в сторону не заметет.
У нас тоже был период (примерно в 1,8) когда он очень боялся звука пылесоса, но со временем это прошло. Мы тщательно рассматривали, разбирали и собирали его, я рассказывала откуда идет такой звук, назначение этого аппарата и т.д. и страх постепенно прошел. Бывает, что у детей очень высокая сенсорная чувствительность и определенный диапазон раздражителя, в данном случае звукового, может вызывать негативную реакцию. Или к примеру, ребенок может бояться того, чего не знает или не понимает — тогда здесь надо познакомить ребенка подробнее с этим процессом.
Tanja
Спасибо большое за ответ! Будем пробовать, изучать шумные предметы))
Анна
У меня у среднего, наверное, эта самая сенсорная чувствительность сильная, он в 4 года до сих пор не переносит громкие звуки — сразу затыкает уши. Если работает блендер, пылесос, еще какие шумелки — сразу закрывает уши и уходит. В метро ездит с закрытыми ладошками ушами. Когда просто кто-то громко шумит — тоже закрывает уши….. И как с этим быть?
Kseniya
Если у ребенка такая высокая чувствительность к звукам, то это также может говорить о высокой степени различения звуков разного диапазона, т.е. ребенок может быть очень восприимчив к музыке, может очень четко различать малейшие оттенки звуков. А негативная реакция к неприятным звукам с возрастом станет меньше, ребенок научится с этим справляться.
Вот мне с детства неприятен вид и звук пенопласта, поэтому лишний раз стараюсь с ним не соприкасаться, но потерпеть спокойно могу при необходимости 🙂
Анна
Да, Ксения, я заметила, что у Артура есть интерес к музыке, особенно гитара его манит, а про танцы я и не говорю, да и просто он всегда любил слушать. Только у нас обратная проблема. Я вот недавно связала эту чувствительность и появление излишних шумовых раздражителей с проблемами со слухом. Конечно, это такое относительное, но мне кажется, что наши ЛОР заболевания как раз с этим связаны. Будем работать в этом направлении. Спасибо!
Линара
нам четвёртый год актуально.., фото класс! мы совместно ни разу не пекли печенки, надо попробовать) , так давала тесто полепить…
Kseniya
Так это же самое интересное, конечно пробуйте!
Надежда
Все. С сегодняшнего дня обоих детей буду приучать к кухонным делам. Порой чувствую себя курицей-наседкой, регулярно пытаясь уберечь детей от опасностей на кухне. Однако самая большая опасность… это Я:-(. В связи с тем, что кухня у нас небольшая, к тому же забита мебелью, есть вероятность по-просту насупить на дитя((((. Однако, стоит лишь немного поработать над любым недостатком… и все, о нем можно забыть, как о страшном сне.
Хорошо, что есть такие вот замечательные посты, как у Вас, Ксения!) С каждой статьей Вы подталкиваете родителей к совершению бесценно полезных действий в отношении их детей, с обоюдного согласия:-)!
Спасибо!!!
Kseniya
Надежда, рада что это вас это сподвигнуло к переменам, только пожалуйста без фанатизма :)) А то ребенок не поймет таких резких изменений ))
Елена
Моему малышу пока только 3 года, но он очень любит помогать на кухне. Ему нравится выбивать яйцо, перебирать крупу, что-то выкладывать, перекладывать…
Марина(Мир молодой мамы)
Ксения, сколько же вы всего умеете — молодцы! Даже не представляла, что в 4 года ребенок уже настолько взрослый.
Мы тоже вместе ни разу не пекли печеньки 🙁 спасибо, что напомнили и о такой возможности, будем исправляться 🙂
Kseniya
Для выпекания печенек, у нас теперь ребенок главная движущая сила. Сама я редко решаюсь на кулинарные подвиги по выпеканию. Но он частенько просит и сам начинает весь процесс, приходится подключаться. Мне видится что нужно меньше ограждать детей от обычной жизни, она ведь настолько естественна, и если не препятствовать, то ребенок сам тянется к тому что ему нужно.
Наталка
Люблю не придумывать и из кожи лезть, чтоб развить там что-то у ребенка, а вот так экспромтом — и покушать приготовить, и весело полезно вместе с ребенком провести время. Да еще и научиться делать неспеша и без психов:-) сколько раз наблюдала за теми, кто бегом-бегом, чтоб еще чтото там успеть, а в результате у самих уже сил нет, дети без общения с родителями, мама вся взвинченная, деле лежит — пытается познавать, а на него кричат и иже с этим:-) 🙂 🙂 Спасибо за статью:-) мы вот тоже аля вместе все делаем, правда малявке пока 5 месяцев, но мы и бисквит, и картошку чистим, и на мясо морковку-лук резали. Хо, он лежит-наблюдает, погрызывает то, что я ему даю, рассказываю что делаю и как называется и все рядом:-) Пару постов про это у меня на блоге уже есть:-) останавливаться не собираюсь:-)
Kseniya
Здорово! Такое начало в 5 месяцев!! У вас большое кулинарное будущее 🙂
Наталка
Да мы давно так, в 3 месяца он лежал на столе, что-то сосал, а я рядом салат делала, в конце отпечатала в салате его ножку))) Маму, называется, поперло, на творчество)
Kseniya
Забавно, папа наверное особенно порадовался салату с ножкой 🙂
Юлия (Блоги Мам)
Печеные яблочки, печенье-листики, золотой помощник — получился рецепт «Уютной осени».
Спасибо за Ваше участие в конкурсе!