В системе Монтессори существуют определенные принципы знакомства с новым материалом или с новым видом деятельности.
И не стоит думать, что подобные правила будут ограничивать ребенка в его познании мира. Как раз наоборот – подобные правила помогают ребенку познакомиться с назначением предмета, с его функцией, с основными способами обращения и манипулирования этим предметом. А когда у ребенка есть основа, фундамент, вот уже тогда начинается расширение функциональности работы с каким-либо материалом и более глубокое познание и понимание его свойств.
Ребенок не может знать как неизвестный ему предмет использовать если никогда не видел до этого, что с этим делать. Восприятие ребенка изначально хаотично, а как раз взрослый своими «правильными» действиями помогает ребенку направить внимание в нужном направлении, сконцентрировать его мысль и убрать все лишние помехи восприятие.
И так, вот эти правила:
- Выбирайте спокойное место и время, свободное от других дел. Ребенка не должны отвлекать посторонние разговоры и звуки.
- Покажите, как вы берете материал с полки, чтобы ребенок видел и запомнил место откуда вы его взяли, как вы его берете и как несёте: по одному предмету или все вместе на подносе.
- Покажите ребенку свои действия с предметом, используя минимум слов — это называется «презентация». Движения должны быть медленными и четкими, между последовательными этапами необходимы паузы. Чаще всего наши движения слишком быстры, и ребенок просто за ними не поспевает. Если требуются объяснения – то они должны быть очень краткими, по существу. Во-первых, если взрослый говорит много – ребенок уже не смотрит, что делают руки и его внимание уже не столь сконцентрировано. А во-вторых, многих ваших слов и речевых оборотов ребенок может просто не понять в силу своего возраста. Но он готов завороженно следить за действиями рук. Фиксируя ключевые детали этих действий дети приходят к построению собственных моделей поведения с этими предметами. Вот почему так важна точность движений взрослого при показе «презентации».
- Закончив «презентацию», верните материалы в первоначальное состояние и предложите ребенку сделать то, что вы показали, самому.
- Не вмешивайтесь, если ребенок вас об этом не просит, и не прерывайте его своими подбадриваниями, поскольку даже это мешает ему сосредоточиться! И уж тем более не поправляйте его, если он делает что-то по-другому. Если вы видите, что ребенок не понял, как это делать, вы просто мягко сворачиваете занятие и через какое-то время повторяете все сначала. Скорее всего ребенок не готов еще к этой деятельности.
- Когда работа с материалом закончилась, покажите ребенку, как убрать материалы на место, и объясните, что при желании он может повторить это занятие самостоятельно.
- Материал нужно оставлять в зоне доступа ребенка, чтобы он легко смог добраться до него, и начать сразу им пользоваться без долгих приготовлений к работе.
- Никогда не навязывайте ребенку какую-либо деятельность. Если какое-то ваше задание не пошло, если ребенок не заинтересовался тем, что вы ему предлагаете, это значит, что сейчас эта деятельность не согласуется с направлением его потребностей в открытиях. Уберите материал и вернитесь к своему предложению позже.
Следуя этим простым правилам при знакомстве с новым предметом или какой-либо деятельностью мы достигаем следующих результатов:
- концентрируем внимание ребенка на конкретной деятельности
- ребенку становится понятна суть деятельности, её основные моменты, поэтому ему гораздо легче её освоить
- таким видом представления материала, мы как раз не навязываем , а помогаем делать самому
- помогаем развиться внутреннему чувству порядка, показывая, как мы берем и убираем материал
- поддерживаем право на самостоятельный выбор.
Источник фотографий www.montessorialbum.com
Чтобы всегда быть в курсе событий и не пропустить ничего интересного, советую подписаться на обновления блога с доставкой на дом! ЖМИ ЗДЕСЬ!