Осень — исключительное время для сборов природных материалов. Это время для получения незабываемого сенсорного опыта для ребенка. Но в тоже время — хорошая пора для изучения особенностей всевозможных проявлений этого времени года.
Сегодня на нашей полочке появился поднос с корой деревьев и шишками.
Для совсем маленьких детей, у которых еще преобладает манипулятивный интерес, достаточно будет собрать эти материалы и внимательно их рассмотреть, оставить в поле зрения и периодически к ним возвращаться.
Знакомство на улице с этими объектами для годовалых малышей будет настоящим открытием, а для малышей постарше, может стать поводом для новых вопросов и первых выводов.
Даже в 4 года, выйдя на прогулку, мой ребенок с огромным интересом трогал и гладил стволы разных деревьев, обнимал их, определяя при этом какое дерево самое толстое, а какое тонкое. Конечно, он уже и просто глядя на них, определит эту разницу, но этот процесс все равно захватил его.
Когда же у ребенка еще не сформированы такие представления как «толстый и тонкий», то буквально пропуская через свое тело эти различия, он закрепляет эту разницу на уровне физических ощущений.
Ну вот, поднос с корой разных деревьев готов, надо сказать, что ни одно живое дерево не пострадало при сборе материала. Кору собирали с уже высохших или спиленных деревьев.
Для начала, можно рассмотреть её через лупу, рассмотреть разный мох и фактуру. И даже обратная сторона, изъеденная жучками, может представлять не малый интерес. А рисунок такой, как будто древняя письменность.
Я всегда предлагаю зарисовать интересные моменты на бумаге. Во-первых, это повод потренировать руку, а во-вторых, хороший способ понять на что ребенок обратил внимание, какие основные моменты выделил в объекте, а что пока является не существенным для него.
Одним из заданий было определить к какому дереву относится кора. Березу и сосну определили без труда, а вот с остальным оказалось сложнее.
Если дальше углубляться в эту тему, то можно сфотографировать на природе кору на деревьях, а дома распечатать — получится хороший наглядный материал. Но это мы пока отложили на следующий год.
Дальше переходим к нашей коробочке с шишками. В нашей коробочке оказались шишки: еловые, сосновые, крымской сосны, лиственницы, туи, кипариса, маленькие шишки ольхи.
Определяем шишки по имеющимся иллюстрациям, а те что не оказались в книги, я называю и показываю сама.
Из шишек я предложила построить ряд от большего к меньшему, чем не коричневая лестница 🙂
Следуя традиции Монтессори, можно ввести понятия «больше — меньше», сравнительные степени «самый большой-самый маленький»…
Ну и попробовали такой вариант построения — порядок изменения величины соблюден.
А найденные семена в шишках — рассеяли с ветром в парке, в надежде, что из них вырастут новые елочки.
У нас пошла вторая волна увлечения игр с сенсорным мешочком, теперь в мешочке находится кора, несколько видов шишек, и другие природные материалы.
С завороженным лицом ребенок достает оттуда предметы, и так искренне радуется, что он опять правильно определил пару.
Не меньший интерес вызвала коробочка с косточками. Весь прошлый год у нас была специальная коробочка, куда мы длительное время собирали все косточки от разных овощей и фруктов. Это был хит из всех сенсорных коробочек, которые у нас только побывали. Её содержимое активно использовалось и в творчестве и в сенсорных играх. При переезде, решили её не везти, и теперь на новом месте вновь собираем всевозможные косточки. Пока их не много, но занимается Святослав с ней с удовольствием.
Сначала я предложила определить к какому фрукту (овощу или ягоде) принадлежит косточка. После этого задания все новые косточки подвергались тщательному анализу, и всем домочадцам загадывались аналогичные загадки :).
Сортировали косточки по ячейкам, хотя для нас это уже пройденный этап, но для детей не достигших 3-х лет — это задание может еще содержать сложность.
И снова сенсорный мешочек, теперь задание более сложное: найти пары косточек и определить на ощупь к какому фрукту (овощу) они принадлежат.
Вот такие упражнения мы проделали с корой, шишками и косточками в рамках проекта «35 осенних дел».
В этих упражнениях ребенок поработал с утончением тактильных чувств, потренировался в определении величин, затронул аспекты развития речи (увеличение словарного запаса), а так же окружающего мира, и потренировал моторику руки.
Предыдущие посты на осеннею тему:
Осенний сенсорный уголок
Ребенок на кухне. Что может ребенок к 4-м годам?
Палитра из листьев
Рябиновые дни
Листья и глина
Получайте новости блога себе на почту:
One Comment
Наталья
Прекрасные занятия! с косточками очень понравилась идея)