Все дети любят играть в магазин, и ходить в него тоже. Ведь с самого рождения, лежа еще в коляске, они делают это почти каждый день вместе с мамой. Потом, малыши начинают проявлять интерес к монеткам, собирать их. В какой-то момент, они начинают страстно желать самостоятельно совершать покупки и иметь свои деньги. Примерно в 4 года, мой сын начал просить деньги, чтобы самостоятельно расплатиться в магазине. Через некоторое время, уже просил стоять около магазина и самостоятельно совершал свои покупки. Поэтому в 5-ть лет возник вопрос карманных денег.
Вопрос выдачи карманных денег и самостоятельных покупок, на мой взгляд, очень тесно связан с развитием личной ответственности ребенка.
Мне кажется, современные дети немного обделены определенной долей ответственности, которую уже могли бы нести. Это происходит в силу многих причин, в том числе и в силу безопасности.
Если вспомнить себя, то в 5 лет я уже ходила самостоятельно в магазин за хлебом, до которого еще нужно было идти минут 10. Ходила сама в садик по утрам. А в первом классе самостоятельно грела себе обед и шла по кружкам после обеда, когда родители были на работе.
Сейчас это даже невозможно представить, особенно, если живешь в городе.
Но желание брать на себя ответственность, по-взрослому, у детей никуда не делось. Я не берусь судить про девочек, но мальчику, такой вот уровень стресса, который он испытывает в эти моменты, определенно нужен. Он чувствует себя очень значимым и невероятно горд за себя.
Я вижу в своем ребенке это желание — брать на себя ответственность. И иногда, позволить ребенку быть самостоятельным, в каких-то вопросах, очень сложно. Будучи немного мамой-наседкой, внутри себя я испытываю огромное беспокойство в такие моменты, но стиснув зубы, терплю и позволяю свершаться этому опыту.
Когда мы подходим к дороге, я машинально говорю: «Осторожно дорога, остановись», на что получаю ответ – «Мама, зачем ты это сказала, я и сам знаю.»
Мы даже теперь ходим разными дорогами, когда гуляем, ради этой личной ответственности. Мы договариваемся: «Я иду этой дорогой, а ты той, и в определенном месте мы встречаемся». Первое время ему было очень страшно, но он боролся с этим страхом.
Теперь назрел вопрос карманных денег. В каком возрасте? Ребенок сам вам об этом скажет.
Видя желание Святослава покупать и считать деньги, мы с мужем решили выдавать ему карманные деньги по 250 р. в неделю.
Мы обсуждаем, приходя в магазин, что стоит покупать, а что нет. Что можно потратить все сразу, а можно постепенно и это будет его выбор.
Наша задача была обратить его внимание на то, что деньги — это ответственность и надо подходить к тратам с умом.
В результате этого опыта он действительно задумался и понял, что все имеет цену, и деньги не берутся из воздуха, хотя до сих пор думает, что из банкомата :). Он стал планировать свои покупки.
Поначалу, покупки были, конечно, на уровне «хочу». После таких покупок мы обсуждали, действительно ли это было оправдано и как стоит поступить в следующий раз.
Потом покупки стали носить иной характер, он покупал мне подарки, заколки, брошки, какую-то полезную еду, иногда маленькие шоколадки, мороженое, воду.
Помимо этого, когда мы гуляем все вместе, я прошу его зайти в магазин и купить что-то по небольшому списку.
Если он что-то выпрашивал, то у меня всегда был аргумент: я не куплю, но ты можешь купить на свои деньги. И это желание либо уходило, либо наоборот утверждалось, и он начинал копить нужную сумму денег.
Какие еще преимущества подобного опыта выдачи карманных денег я вижу, помимо развития личной ответственности.
- Это один из способов обучения математики. Ребенок начинает разбираться в деньгах, считать их и складывать, «читать» цену и понимать, сколько нужно денег на тот или иной продукт. Тренируется в размене денег.
- Это прекрасный способ развития речи и выстраивания коммуникаций. Приходя в магазин, нужно сказать, что тебе нужно, если это не супермаркет, сказать количество продукта, что подать с полки и т.д. Ребенок приобретает хороший опыт выстраивания разговора с посторонним человеком.
- Ребенок чувствует, что он совершает значимое дело, важное для всей семьи. Становится более уверенным в присутствии посторонних и начинает более четко выражать свои мысли и желания.
И еще один очень важный нюанс. Нельзя выдать деньги — и будь что будет. Давая ребенку самостоятельно распоряжаться деньгами, задача взрослого ОБСУЖДАТЬ полученный опыт и делать выводы относительно этого опыта.
Вот такая вот домашняя экономика.
А вы даете детям карманные деньги? Поделитесь своим опытом в комментариях.