Бытует мнение, что Мария Монтессори не уделяла внимание творческому развитию ребенка. Но это не так, подробнее я затрагивала этот вопрос в этой статье. В своих книгах она подчеркивала: «Первый период (от 0 до 6) – период творчества. В нем лежат корни характера». Будьте внимательны в этот период – не пропустите его! Потом восполнить упущенные возможности будет уже не возможно. Проявлять интерес к творчеству и пробуждать способности к нестандартной мысли нужно с самого нежного возраста.
Ниже мне хотелось бы предложить короткий план действий, для того чтобы максимально воспользоваться этим периодом.
Итак,
- Важно создать ребенку атмосферу, стимулирующую его к творчеству, а это не только среда, в которой все необходимое под рукой, но и творческая атмосфера вокруг.
- Не стоит преподносить готовые идеи, предоставьте это ребенку, или находитесь в совместном поиске, если он еще мал по возрасту.
- Никогда не заставляйте, а только мягко предлагайте.
- Не контролируйте, а наблюдайте.
- Вдохновляйте, но не давите.
- Не вмешивайтесь в работу ребенка, если вас об этом не просят.
- Не оставляйте без ответов вопросы ребенка, поощряйте его любознательность.
- Какими бы нелепыми вам не казались идеи ребенка – поддерживайте их.
- Не навязывайте своего видения, дайте ребенку время, чтобы самому понять и разобраться. Не исправляйте и не критикуйте его.
- Не пытайтесь каким либо образом улучшить работы ребенка, как-то их приукрасить или закончить.
- Найдите единомышленников. Совместное творчество с единомышленниками является очень сильным мотивирующим фактором.
- Не оценивайте и не сравнивайте с другими!А теперь, перечень того, что именно нужно делать, для того чтобы пробудить в ребенке творчество:
- Оборудовать дома место для творчества, где в доступном для ребенке месте будут находиться все необходимые материалы: краски, кисточки разных размеров, карандаши, разных видов бумага, пластилин, клей, ножницы, а также различные природные материалы для творчества.
- Подмечайте и собирайте то, что может вам пригодиться в творческой деятельности: скорлупу орехов, чтобы сделать черепах, крышечки от желудей, чтобы сделать чайный сервиз или человечков, сухоцветы, чтобы сделать цветочную поляну.
- Не увлекайтесь готовыми раскрасками, возможно, они и помогут в подготовке руки к письму, но для развития творческих способностей они явно не подходят.
- Осваивайте новые виды деятельности, а также новые материалы для творчества, ранее не знакомые ребенку. Вы привыкли лепить пластилином – попробуйте перейти на глину.
Рисуете гуашью — возьмите акварель, рисуете на столе – раскатайте лист ватмана на полу.Никогда не ставили дома спектакль– инсценируйте любимую сказку или разучите новую песню для папы в подарок.
- Покупая развивающие игры и конструкторы, выбирайте те которые не содержат однозначных решений, а напротив стимулируют воображение ребенка и подталкивают к поиску новых вариантов.
- Подмечайте с ребенком что-то необычное в самых обычных предметах. Что нового можно увидеть в самой обычной луже? Или что можно сделать из обычной коробки? Пусть ребенок придумывает свои варианты и воплощает их.
- Если вы сами будите погружены в творческий процесс, если вы сами непрестанно что-то создаете, рукодельничаете, рисуете, сочиняете, придумываете – то творческая жизнь ребенка будет в разы интересней и насыщенней. И самое главное у него будет вдохновляющий пример творческой личности.
- Делайте в комнате ребенка экспозиции картин великих художников, рассматривайте их и обсуждайте.
- Вывешивайте дома работы своего ребенка, можно сделать специальную экспозицию, а можно и просто вывешивать на холодильник.
- Никогда не выбрасывайте работы ребенка в его присутствии. А лучше храните их в своем фотоаппарате, а особенно понравившиеся в специальной папке.
- Никогда не сравнивайте работы ребенка с работами других детей. Сравнение должно быть только с самим собой. «Посмотри, сегодня твой нарисованный цветок выглядит как живой!»
- Так же избегайте оценочных суждений, при обсуждении работ ребенка: «Молодец», «Хорошо». Лучше выскажите свое отношение к ним, проявите свои эмоции: «Какое необычное цветовое решение!», «Какой интересный сюжет ты изобразил!», «Мне очень нравится твоя картина!»
- Часто малыши рисует совсем не то и не так, как нам бы хотелось. Просто наберитесь терпения и не мешайте творческому процессу!
Будьте терпеливы к своим маленьким творцам, всегда вдохновляйте их, ведь сегодня они не просто фантазируют, воображают, творят – они СОтворяют свою будущую взрослую жизнь!
2 Comments
Ольга Бардина
Фотографии у вас правда вдохновляющие!
Я как раз недавно размышляла об этом, применительно к своей семье. Я, к сожалению, не сильно творческая и рукодельная мама… Для меня позаниматься раскрашиванием, аппликацией, лепкой — серьезный труд 🙂 и это не говоря о том, чтобы еще и придумывать что-то оригинальное. Я обратила внимание, что больше учу сына правилам, чем творчеству. Как ни крути, а все равно родитель приучает к тому, прежде всего, что ему самому ближе.
Но творчество, тем не менее, все равно находит, где проявиться. Вижу, что сын проявляет большую фантазию, воображение (увидеть в предмете то, чего там нет 🙂 ). Придумывает рифмы, новые слова. Играет с интонациями. Что-то такое театральное есть. А вот с рукоделием у нас минимально…
Kseniya
Наблюдая за детишками, заметила, живая фантазия и творческий подход к делу заложен в каждом ребенке от природы и фантанирует в нем ЕСЛИ… мы это творчество не закрываем, а закрываем мы его своими наставлениями, критикой, неверием, шаблонами.. НО безпрепятственно даем проявиться, когда хотя бы не мешаем, а еще лучше вдохновляем. А ведь вдохновить можно и словом, и добрым участным взглядом.
Кстати творческая мама, как пример творческой личности имеет и обратную сторону медали — когда мама постоянно фантанирует идеями — ребенок превращается в наблюдателя, а еще в нем может зародиться мысль, что у меня так хорошо никогда не получится и желание творить пропадает. Поэтому иногда маме даже вредно быть слишком инициативной и творческой 🙂
Да и еще, ведь мамино творчество может проявляться не только в рисовании или рукоделии, но и в том как она необычно готовит или сервирует стол, составляет букеты, а может и просто оригинально мыслит и рассуждает вслух.
А простой кусок пластилина лежащий на столе может запустить целый поток мыслей если мама не станет предлагать, чего бы нам сегодня полепить, а просто спросит ребенка загадочным голосом: «Интересно, а кто же сегодня спрятался в этом кусочке пластилина?»