Что значит время для ребенка? Это такое загадочное «нечто», которое приходит, и тогда начинаются какие-то интересные события. А, иногда, оно куда-то убегает, и все интересное заканчивается. Оно превращает «сегодня» во «вчера», а «завтра» в «сегодня». А что значат мамины слова: «Ну потерпи еще минутку» — по опыту, длятся они, порой, бесконечно.
Для ребенка, время абсолютно абстрактно, он не может его пощупать руками и даже как-то представить, оформить в какой-то образ. Для него оно субъективно и зависит от наполненности событиями.
Примерно к трем годам, ребенок начинает активно интересоваться этой темой. Он начинает проговаривать в своих играх наши временные обозначения, активно интересуется, собственно, часами — предметом, по которому взрослые часто определяют это самое время. И даже начинают подражать, пытаясь как-то назвать время, глядя на часы.
А раз есть интерес к этой теме у ребенка, то мы, взрослые, вполне можем ему помочь понять эту «временную» неопределенность, научить чувствовать время, и ориентироваться в нем. Сделать время своим помощником в организации быта ребенка.
Главный предмет, с которым ребенок связывает время — это, конечно, часы.
Поэтому, для начала, знакомим ребенка именно с этим предметом:
- Собираем все часы, которые только можно найти в доме: наручные часы, будильник, электронные, песочные, настенные. Смотрим, что они все разные: есть часы со стрелками, есть электронные, песочные, ищем, что у них есть общего.
- Обращаем внимание, что есть стрелки: большая и маленькая, а бывает еще и секундная стрелка. И все они находятся в непрерывном движении, хотя кажется, что они стоят на месте: попробуйте прокрутить стрелки и показать, как они двигаются.
- Помимо демонстрации настоящих часов, покажите часы на картинках, их можно в огромном количестве повырезать из журналов. Обратите внимание ребенка, какими они могут быть разными: очень маленькими, антикварными и огромными башенными
- Устройте тест на внимательность: возьмите несколько каталогов с интерьерами и попробуйте найти там часы. Мы взяли каталоги ИКЕЯ — в каждой комнате, оказалось спрятались часы, где-то на стена, а где-то и на тумбочке.
- Проведите эксперимент: действительно ли 5 минут на песочных часах соответствуют 5-ти минутам на часах с циферблатом?
Рассмотрев часы и поэкспериментировав с ними в различных вариациях, можно переходить к следующему этапу:
Для того чтобы что-то понять, ребенку нужно это прочувствовать, буквально пропустить через свое тело, поэтому со Временем мы поступаем точно так же, мы его проживаем:
- Для начала, вносим обозначение времени в наши режимные моменты, называя, сколько на часах, когда мы встаем, идем завтракать, во сколько обедаем. Называйте время, и используйте сравнительные понятия, к примеру, сегодня ты проснулся раньше, чем вчера, или, наоборот, позже.
- Выбираем часы, которые больше всего понравились ребенку, засекаем, на каком месте стоит стрелка, затем, бежим в другую комнату, к примеру, пить чай, после чего возвращаемся к часам и смотрим, насколько передвинулась стрелка, и проговариваем: прошло «10 минут».
- Для того чтобы ощутить длительность времени нам потребуется будильник или любые другие часы с таймером. Заводим на две минуты и даем задание: танцуем под бодрую музыку или прыгаем, бегаем, кому что больше нравится, то же проделываем заводя на 20 секунд, 5 минут — после того как таймер пропикает, обсуждаем, в каком случае время закончилось быстрее, что 5 минут длятся дольше, чем 2 минуты. Так же можно засечь час, заняться какой-то деятельностью и обратить внимание, что он длился гораздо дольше.
- Засеките несколько минут и попробуйте дождаться, когда прозвенит будильник, ничего не делая в этот момент. Удастся ли ребенку просидеть 1 минуту, а если завести на 15 минут? Обсудите, что без деятельности, кажется, что время течет очень долго.
Приобретаем для дома песочные часы.
Сейчас их можно купить на разное количество минут: на 1, 3, 5, 10, 20. Хорошо иметь на 1-3 минуты и, к примеру, на 20. Лучше найти крупные, где хорошо видно как сыпется песок. Именно песочные часы помогут ребенку понять смысл слов, что время куда-то уходит, что время течет. Вообще, песочные часы — это очень полезная вещь, чтобы успокоить ребенка.
- Устройте ребенку «Урок тишины». Включаем приятную музыку, шум волн, природы, ложимся на коврик и смотрим на то, как сыплется песок. Это мероприятие хорошо проводить после очень активных игр или перед сном, чтобы немного успокоиться и переключиться на спокойный лад.
- Так же, в своей постоянно жизни, подключайте себе в помощь часы. Например, договоритесь, что мы чистим зубы одну минуту — и чистите пока сыпется песок в часах (естественно часы должны быть на 1 минуту). Или одеваемся на время, пока сыпется песок. Или когда ребенок что-то просит у мамы, а мама занята, то всегда можно оперировать тем, что я освобожусь через пять минут и повернуть часы, чтобы сыпался песок. Кстати, это так же будет стимулировать маму и не даст обмануть ребенка, тогда мамины 5 минут не превратятся в 20. То же самое, конечно, можно делать и с обычными часами, или заводить будильник на 5 минут. Но вариант с песочными мне нравится тем, что это более наглядно, и всегда видно, сколько песка остается и видна динамика времени.
Ко всем этим моментам, для пущей наглядности, подключайте творческую составляющею.
Попробуйте нарисовать, к примеру, башню с часами или сделать из пластилина. Хороший повод учиться рисовать круги, или вырезать их. Украшайте нарисованные часы, делая из них антикварный вариант. Из вырезанных из журналов часов сделайте коллаж, пусть ребенок наклеит все часы так, как ему нравится, создавая настоящую Страну часов. Постройте башню с часами из Блоков Дьенеше или любого конструктора.
Пробуйте воссоздать песочные часы, используя воронку и песок или манку.
После того, как ребенок начинает оперировать с цифрами, можно начинать тренироваться в назывании времени. Но это уже совсем другая история…
Эта статья была опубликована в журнале родителей и педагогов «Монгольфьер». В журнале очень много интересных, необычных игр и экспериментов, которые вы сможете провести со своими детьми, скачать журнал можно по этой ссылке.
Так же вам могут быть интересны эти статьи:
Волшебство маленьких шариков или игры с гидрогелем
Как вырастить творческую личность
Организация уголка для творчества
Как оборудовать детский уголок для чтения в стиле Монтессори
Получайте новости блога себе на почту:
2 Comments
Эмпедокл
Путаница из-за того, что слово «время» имеет два смысла: 1) длительность. 2) собственное время объекта.http://www.chronos.msu.ru/ru/rnameindex/item/ilyasov-f
Длительность измеряется в секундах. Но длительность – это не время.
Собственное время объекта – есть относительная величина, отражающая меру перехода объекта от факта начала к факту конца его существования, показывающая, какую часть своего потенциала существования объект израсходовал на момент наблюдения. Говоря иначе, время объекта – это его (относительный) возраст. Подробнее см.: Ильясов Ф.Н. Время как израсходованный потенциал существования. Институт исследований природы времени. МГУ, 2015.
Kseniya
Я думаю, что для ребенка это не так существенно. Спасибо за ваше мнение, я буду иметь ввиду.