У многих людей творчество ассоциируется с хаосом. Есть такое мнение, что атрибутом творческого человека непременно является творческий беспорядок в его пространстве для этого самого творчества.
Возможно, для кого-то это так, но в Монтессори-среде даже в творческом уголке царит идеальный порядок. При этом таким количеством по-настоящему творческих работ не может похвастаться ни один садик.
Обстановка – вот что важно для ребенка. Мольберты, низкие стеллажи, где можно найти все для рисования, лепки, и других творческих занятий. Здесь в свободном доступе находятся краски и пластилин, бумага и картон, клей, ножницы, природные материалы, бисер, нитки и т.п.
Также стоит отметить, чтобы стимулировать развитие творческих способностей ребенка необходимо несколько условий:
— окружающая обстановка, которая стимулирует и опережает развитие ребенка
— отсутствие регламентации в деятельности малыша
— творческая личность, как пример, который вдохновляет, помогает и стимулирует ребенка к творчеству
— поддержка и постоянное подкрепление творческих поисков, новых открытий..
Что касается свободного творческого потока то в этом процессе, ребенок делает массу открытий: к примеру, что заточенный карандаш рисует, а сломанный нет, что сухие краски не оставят своего следа, а мелок – всегда. Детали и техника в этот период не имеют большого значения.
А если вы хотите убить творчество в ребенке, то вот вам короткая инструкция:
- усадить ребенка за стол (когда хочется покатать машинку)
- вручить карандаш (а хочется кисточку)
- что-то показывать, объяснять, негодовать, потому что ребенок делает не так, как хотелось бы…
Все! С рисованием покончено!
А что же нужно:
Поддерживать в ребенке удовольствие и радость от рисования, от самого процесса
Не стоит придавать большого значения окончательному рисунку — результату. Для ребенка гораздо важнее процесс, потому что он осваивает новые возможности и постигает мир. При этом не стоит восторгаться и каждой новой загогулине.
М.Монтессори говорила:
Рука его еще не совершенна, а ум бесчувственен к прекрасному и безобразному… Нужно дать глаз, который видит, руку, которая слушается, душу, которая мыслит, чтобы дать рисунок, и этому должна способствовать вся жизнь.
Про эмоциональную составляющею творчества и пример творческой личности, думаю, и так все понятно, а пока, немного примеров организации творческого пространства.
Организованное пространство само приглашает к действию ребенка. Когда все удобно устроено, рука ребенка так и тянется к этому. И что немаловажно, поддерживать порядок в организованном пространстве гораздо легче.
В зависимости от возраста ребенка, наполняемость творческого уголка будет меняться. Соответственно, чем меньше ребенок, тем меньше выбор материала, т.е. в зоне доступа только все самое необходимое для рисования и лепки.
Очень удобный вариант расположения мелков и карандашей по соответствующему цвету стаканчиков.
Так же очень интересные варианты расположения и хранения принадлежностей для творчества
Один из компактных вариантов творческого уголка:
Ну а это настоящая творческая станция:
Конечно, в российских квартирах не всегда есть возможность выделить даже целый угол для творчества, но совершенно точно можно выделить хотя бы одну полочку, где все материалы будут доступны и удобно расположены для ребенка.
Например, у нас выделен специальный низкий шкафчик на кухне, где расположены все краски, кисти, карандаши, бумага. Когда ребенок хочет рисовать, он выбирает материал и располагается за кухонным столом или на полу, в зависимости от массштаба запланированного.
Так же у нас есть небольшая коробочка возле кровати, где лежит альбом и мелки, поскольку ребенок любит рисовать перед сном, да и я вместе с ним.
А все остальные «особенные» материалы для творчества я периодически выкладываю ему на наших полочках в лотках.
И в качестве заключения:
Одного монтессори-педагога, проработавшего в разных странах мира от Китая до Новой Зеландии спросили:
«Как развивать творческое начало в ребенке в условиях свободной работы?».
Она ответила:
— Оставь. Ребенок разберется сам. В классе просто ставят карандаши и краски.»
Еще по организации пространства: Как оборудовать детский уголок для чтения в стиле Монтессори.
Получайте новости блога себе на почту:
6 Comments
Таня
Ксения, а с какого возраста вы стали открыто оставлять краски, кисти и пластилин?
Kseniya
Таня, в целом я никогда не прятала материалы для творчества от ребенка. Когда было меньше полутора — он самостоятельно и не интересовался этим процессом и творческий процесс ему организовывала я, поэтому материалы стояли в удобном месте для меня, но также в зоне досягаемости ребенка. Примерно после полутора, когда материалы попадались ему на глаза, стал проявлять желание порисовать или полепить. Всегда в его доступе был минимальный набор материалов иначе вытаскивалось все, что стояло на полке 🙂
Не по назначению он никогда не использовал материалы, также никогда не пытался пробовать пластилин и краски на вкус, видимо в следствии того что сенсорный интерес был более чем удовлетворен другими способами.
Таня
Спасибо! Моя дочка тоже редко тянет в рот (1 год 4 месяца), краски и не пробудет совсем, просто творческий процесс у нас разойдется по всему дому, если краски дать самостоятельно пользоваться. Или к примеру баночку она за раз врасход пустит:))) Так что пока рисуем в ванной самодельными красками (крахмал, краситель, детский гель для душа). А обычными красками чуть-чуть, переливаю в пластиковую формочку и тогда уже даю. Не решаюсь оставить на самостоятельное пользование :))
Kseniya
Рисование красками, конечно, лучше самой организовывать в этом возрасте, и не ставить целые баночки, а выкладывать понемногу. Но к примеру, доступ к небольшому количеству карандашей, мольберт или бумага — ребенку нужно иметь. В целом всегда нужно ориентироваться по ребенку, у нас всегда и краски были в доступе, хотел рисовать — доставал их и в 1,5 года, размещался на полу или нес в ванну, правда он все делал достаточно аккуратно, поэтому я это поощряла.
А вот если у ребенка очень велик манипулятивный интерес — именно интересно пораскрывать все баночки, повыковыривать краску, то тут уж не до свободного рисования, как бы квартиру сохранить в целостности :).
Алла
А как быть, если в доме двое детец, одному 3,5, а другому 1,5?
Kseniya
Не нужно ставить много материалов, только самое необходимое, посильное для младшего ребенка. А все «особенные» материалы ставьте повыше.