Как-то мне задала вопрос одна мама: «Как научить ребенка резать ножницами?». На встречный вопрос: «А вы давали ребенку ножницы» — мама ответила: «нет», хотя на тот момент ребенку было 3 года.
Ответ, конечно, прост до безобразия: «Просто дайте ребенку в руки ножницы!».
Ножницы – это отличный инструмент для тренировки моторики и координации руки, развития внимания и концентрации. К тому же, все маленькие дети обожают резать ножницами и это занятие способно увлечь ребенка, ой как надолго.
Овладение техникой резания, приходит далеко не сразу, а постепенно, с практикой: раз за разом движения рук становятся все более уверенными и точными.
Но есть маленькие секреты, которые могут облегчить эту задачу.
Во-первых, освоение новой для ребенка деятельности стоит начинать со знакомства с самим предметом — ножницами и техникой безопасности, а во-вторых, двигаться от простого к сложному.
Но сначала определимся с возрастом, когда начинать:
Для меня, однозначный ответ – когда у ребенка проявляется к этой деятельности интерес.
Только, конечно, учитывайте, что если ребенок никогда не видел ножниц, то интерес вряд ли проявится, а вот если мама периодически орудует этим предметом, то стоит познакомить и ребенка.
Если брать наш опыт, то мы начали знакомство с 1,7 лет. Для ребенка это был самый притягательный предмет в доме. Но прежде чем начать резать, я показываю на лезвия ножниц, провожу по ним пальчиком и резко одергиваю руку, давая понять, что там опасно и остро. И для ребенка этого достаточно, чтобы относиться к новому предмету внимательно и осторожно.
Обязательно показываю, как переносить ножницы и передавать их, держа за лезвие. Например, в детском центре, мы учили детей носить ножницы, зажав лезвия в кулачке и прижав к бедру.
Когда мы начинали, ребенок пробовал резать бумагу, держа ножницы двумя руками, а бумагу держала я. Когда руки окрепли, он сам стал пробовать брать ножницы одной рукой. Я фиксирую внимание на том, как нужно держать бумагу, чтобы она не заминалась. К 2-м годам он вполне освоил резание, держа ножницы одной рукой.
Выбор ножниц:
Ножниц сейчас огромное количество. Есть с фиксатором, который автоматически открывает ножницы после того, как они смыкаются, есть ножницы с четырьмя дырками, для взрослой руки. Но все-таки, самое важное в ножницах – закругленные концы лезвий. Все остальное, на мой взгляд, маркетинг для родителей. Самые обычные канцелярские ножницы с закругленными концами для моего ребенка оказались наиболее удобны, и из всех вариантов он выбирал всегда их. Они хорошо резали бумагу, и ребенок очень быстро научился сам раскрывать их, чтобы сделать второй шаг. Как показывает практика, не всегда нужно облегчать задачу ребенка, если он и так вполне успешно сможет с ней справиться после небольшой тренировки.
А вот ножницы с фигурными лезвиями имеет смысл приобрести для получения декоративного края.
А теперь о бумаге:
Для освоения техники резания, на первом этапе важно, чтобы бумага была жесткая. Для этих целей подойдет любой картон, обложки журналов, различные упаковки. Такую бумагу удобно держать в руке, и она не будет заминаться ножницами, как обычная тонкая бумага.
Разрежьте бумагу на узкие полоски, которые соответствуют одному шагу ножниц, чтобы ребенок смог нажав на ножницы, сразу отрезать кусочек бумаги. Через какое-то время оставляйте полоски толще, соответствующие нескольким шагам ножниц.
Нанесите на полоски бумаги фломастером черту, чтобы ребенок учился резать по линии, отрезая уже не хаотично, а концентрируясь на том, что нужно отрезать в указанном месте.
После освоения прямых линий, дайте полоски с дугообразными линиями, затем в виде зигзага, с поворотами, волнообразные.
Так же давайте ребенку на растерзание иллюстрации из журналов, различные рисунки, и картонные вырезки, как правило, это все кромсается на мелкие кусочки, приводя ребенка в неописуемый восторг.
У нас в постоянном доступе сейчас стоит корзинка, куда я складываю полоски плотной бумаги с нанесенным рисунком. Так же туда попадают иллюстрации из журналов или картинки от упаковок. И уже на этих картинках он тренируется вырезать по контуру рисунка.
Полоски можно делать из разной бумаги, например, гофрированной, что дает очень привлекательный эффект – бумага хрустит при разрезании, и её удобно резать по желобкам.
Усложняя движения, можно делать квадраты с лабиринтами, с прямыми углами или округлыми:
Используйте бумагу разных цветов – разрезные кусочки можно использовать, впоследствии, для аппликации.
Иногда, мы резали вот такие картонные тарелки, по желобкам, а потом их раскрашивали.
Когда у нас была огромная страсть к ножницам, я даже брала их на улицу, и мы резали листья:После всех этих упражнений важно не забыть вносить полученные навыки в повседневную жизнь, находить им применение повсюду.
У нас сейчас ножницы активно вошли в жизнь ребенка, они всегда лежат в зоне доступа. Когда нужно открыть какую-нибудь упаковку, или что-то отрезать, Святослав всегда знает, где взять ножницы и справляется самостоятельно со своей задачей без моей помощи. Ножницы теперь не только инструмент для упражнений, но и инструмент, помогающий справляться с возникающими проблемами в быту, что является безусловным показателем освоения функции предмета и проявления логической мысли.
Чтобы всегда быть в курсе событий и не пропустить ничего интересного, советую подписаться на обновления блога с доставкой на дом! ЖМИ ЗДЕСЬ!