Все малыши от природы очень любознательны. Если бы нам удалось сохранить их скорость обучения и наблюдательность во взрослом возрасте, даже сложно представить, какие бы открытия мы могли совершить.
Способности к наблюдению и подмечанию мелких деталей, мимо которых наш взрослый взгляд проходит даже не останавливаясь, просто поразительны. Теперь я понимаю высказывание, что гений подобен ребенку…
Когда мы видим, как годовалый ребенок пытается что-то открыть, взять, дотянуться, мы тут же, не задумываясь, спешим ему на помощь, ведь он еще такой маленький и действия его еще такие не ловкие. Но как не оказать медвежью услугу ребенку?
Самая сложная роль взрослого, состоит в том, чтобы не мешать, не сбить мысль ребенка. Это поистине невыполнимая задача для родителей, увлеченных ранним развитием. Сразу хочется ребенку все показать и объяснить и вдогонку картинки показать или видео презентацию.
Но иногда, все-таки, стоит сдержать свой педагогический пыл.
- Ребенка заинтересовало что-то на улице, его взгляд устремился куда-то вдаль – не тяните его за руку, не торопите его идти скорее к намеченной вами цели. Дайте ему возможность в полной мере изучить заинтересовавший его объект или откуда-то доносящийся звук. В его голове совершаются сейчас настоящие открытия.
Когда мы видим, что ребенок не чем не занят, мы спешим скорее его чем-то занять. Придумать интересную игру или предложить что-то. Нам сложно представить, что ребенок может просто наблюдать: он анализирует и устанавливает связи, он может наблюдать процесс, он может что-то воображать в этот момент. Хотя это все не важно – важно то, что в этот момент у него идет своя внутренняя работа. Не надо спрашивать – о чем ты думаешь, в этот момент он уже не думает ни о чем, а отвечает на ваши вопросы. Ведь именно из наблюдения рождаются открытия.
Берегите возникшую мысль ребенка. Её очень легко сбить даже пристальным взглядом.
- Не спешите отвечать и объяснять происходящее – дайте возможность ребёнку самому сделать открытие, а когда появится вопросительный взор, только тогда объясните.
- Когда у ребенка что-то не получается – не бегите ему на помощь, дайте возможность самому решить проблему. При этом, можно спокойным голосом направлять его в нужную сторону, и когда он все-таки сам, с помощью небольших подсказок, дойдет до конца, обратите внимание на его счастливые глаза. В этот момент у него зародилась вера в себя, и вы заложили прочный фундамент его позитивной самооценки.
- Когда ребенок осваивает что-то новое, многие родители очень старательно начинают разъяснять, как это работает и, по сути, делают всё за ребёнка. Ребёнок просто смотрит, и открытие он уже не совершит – все сделали за него.
Многие мамы настолько замучены хлопотами с ребенком, необходимостью чем-то с ним заниматься, постоянными мыслями об этом. Но на самом деле, если вы еще раз обратите внимание на вышеуказанные пункты, то заметите, что в половине случаев мы одариваем ребенка избытком своего внимания, и на рождение своих собственных мыслей у него просто уже нет времени.
А всего-навсего, маме нужно знать: если ребенок чем-то заинтересовался – не отвлекать, стараясь показать, как это работает, не исправлять за ребенка, не сбивать мысль ребенка, не мешать наблюдать. Просто потихоньку отойдите в сторонку. Просто помогите сделать самому.
13 Comments
Настя Солнечная
Очень верный пост!) Действительно, если только подумать, как много мамы делают за детей, просто ужас)))) А ведь они лишают ребенка самого ценного — опыта прохождения ЕГО СОБСТВЕННЫХ уроков…..
Спасибо за тему!
Желаю вам всего самого солнечного!
Kseniya
Написала этот пост и теперь себя стала больше контролировать в своей помощи ребенку. А оказывается ребенок очень много может сам 🙂
Настя Солнечная
Самое трудное контролировать себя, когда спешишь)))) Когда я работала, надо было перед работой отвести двоих в садик. Дока уже давно самостоятельная, а вот младший сын иногда еще играет в лялечку;-) Вот,где нужна выдержка!))) Я с ним с половины дороги уже договаривалась, что я ему помогаю снять, а что он сам снимает;-)
Сейчас я снова, слава всем святым, не работаю!)
Kseniya
Повезло вашим деткам с мамой 🙂 Мало того, что договариваетесь, да ещё теперь и дома 🙂
Ольга Бардина
Ксеня, статья как будто для меня 🙂 Сама ловлю себя на том, что везде хочется «поучаствовать» — чтобы не упал, не разбил, не испачкался и т.п. Часто приходится себя сознательно останавливать. Вчера, например, пока мыла посуду, сын попросил дать ему фрукты. Поскольку я была занята, решила не вмешиваться. Итог: майка насквозь мокрая и разноцветная )))) Зато фрукты съедены и сын доволен. Даже потом сам попросил себе салфетку и вытер то, что видел )))))
А еще — из последнего — настолько он самостоятельный в вопросе туалета, что просто ЗАПРЕЩАЕТ мне заходить туда с ним. Закрывает дверь (иногда еще и дверь в комнату — чтобы я точно не вышла 🙂 ) — и сам все делает (от снимания штанов до, иногда, выливания содержимого горшка в унитаз). Бывают и промахи, но раз ему настолько важно делать это самому — я не вмешиваюсь ))))
Вот бы всегда хватало выдержки подождать 🙂
Kseniya
Настойчивости малышей в их самостоятельности можно позавидовать. А мамочкам руки-то бы по завязывать, чтоб не вмешивались, это я про себя, в том числе 🙂
А то готовы до совершеннолетия нос подтирать, да контролировать, когда пописать, что поесть, во что поиграть.
Екатерина
Ксения, как часто мне приходилось объяснять родителям на занятиях, то о чем вы пишите. Многие даже не задумываются о том, что когда ребенок увлеченно сам играет или что-то делает в этот момент его мозг развивается наиболее интенсивно. Я полностью за самостоятельность, однако с внимательным контролем взрослого. Недавно мой младший сынуля залез под коляску, что бы достать игрушку. Я стою рядом наблюдаю как он с этим справиться, не хочу ему мешать и вдруг что-то меня толкнуло просто к нему, а он застрял и не может вытащить голову, перекладина от коляски давит на шею, когда я его вытащила он даже сознание потерял на какое-то время. Не подумайте, что я безответственная, беспечная мамаша. Мне даже в голову прийти не могло, что он застрял, видела что пытается достать игрушку и думала что справиться сам, считаю, что если ребенок не просит помощи, то не следует ее оказывать, можно только предложить ее если видите что ребенок не справляется. Давайте ребенку возможность все делать самим, но при этом будьте рядом и наблюдайте за детьми, от этого зависит их жизнь, в этом я теперь убедилась на собственном примере.
Kseniya
Екатерина, полностью согласна! Есть один подводный камень в самостоятельности ребенка — родители начинают терять бдительность. Но нужно отдавать себе отчет, что ребенок младшего дошкольного возраста, еще не имеет той ловкости движений и не может предугадывать опасные ситуации, поэтому родитель всегда на подхвате. Доверяй, но одним глазом контролируй, что он там делает.
Катерина
«Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял» (Конфуций) Я тоже прошла через «мимо горшка», «грязные рукава» и т.п. из — за детской самостоятельности ))). Но оно того, стоит! Какую радость детки потом приносят своей помощью и так необходимой впоследствии самостоятельностью! 🙂
Kseniya
Точно! Недавно мой сынок сам полностью снял с себя всю одежду после прогулки, и с такой радостью закричал: «Ура! у меня получилось! Я сам смог!» — и в глазах столько счастья, а для взрослых вроде бы такая мелочь.
Анна
Я, когда хочу помочь не в тему, сделать за ребенка, просто отворачиваюсь, чтобы не искушаться))) это особенно касается лазания по турникам, как ни странно, если ребенок туда сам залез, ему не стоит мешать — он сам сможет слезть.
А сын недавно удивил меня: оставила на кухне тесто ленивых вареников, до этого рассказывала, по его просьбе, как они варятся. Прихожу на кухню — а он их порезал и сварил, только достать осталось! 5лет недавно исполнилось 🙂
Kseniya
Оказывается, дети столько всего умеют, если мамы нет поблизости :))
Pingback: Волшебство окружающего мира - "Учимся играя"