В пору бурного расцвета идей супер-раннего развития, очень многие заняты поиском и покупкой различных пособий и карточек, но в этом ажиотаже, как-то теряется то, что действительно важно и актуально для ребенка именно сегодня.
Мы, взрослые, часто видим во всем обыденность, и за внешней простотой не можем разглядеть удивительное. А у ребенка все вокруг удивительное! Каждый новый день – это увлекательнейшее приключение, и каждый ребенок будет счастлив взять в такое путешествие своего родителя. А вы уж, пожалуйста – не отказывайтесь!!
Ребенок – это еще неиспорченный нашими запретами и невозможностями частичка природы. Он очень хорошо чувствует её и хорошо себя чувствует, когда ею окружен.
И вместо того, чтобы обложиться пособиями по знакомству с окружающими миром, я вам рекомендую окунуться в этот мир.
Даже ходить далеко не надо, можно начать и дома. А уж, если вышли на улицу, то здесь есть все: и явления природы, и процессы и жизнь, есть все, только наблюдайте.
Тогда любая прогулка превращается в супер развивающею, при этом ненавязчиво и интересно для обеих из сторон. Для мам это также полезно, поскольку общение с природой снимает с глаз «шоры», расслабляет и успокаивает НС, что для женщины сверхактуально.
Итак, начнем с дома:
Проращиваем семена: сначала замачиваем водой сухие зерна и наблюдаем, как семя набухает, как у него появляется росток. Затем его можно посадить, он начнет показывать зеленые листочки.
Заботимся и поливаем их, если повезет, то наблюдаем цветение, семена, и увядание.
Семена можно взять любые: пшеницу, овес, ячмень, маш, фасоль и т.д. Берем различные семена, и наблюдаем их отличия, когда они начинают прорастать.
Кстати? такие проростки можно и кушать – живые витамины.
Поручите ребенку заботу о цветах, поливать и опрыскивать их. Наблюдать цветение. Примерно с 1,5 лет у моего ребенка – это любимое занятие. И кстати, если раньше, я всегда забывала это делать, теперь он строго следит за этим и вовремя их поливает. Как это процесс организовать дома — смотрите здесь.
А теперь, выходим на улицу.
Сейчас такое замечательное время года, весна, не пропустите это самое наглядное живое пособие природы.
А уж, какое многообразие трав, цветов, деревьев и кустарников.
Смотрим, как появляется первая травка, каждый день смотрим насколько она подросла.
Наблюдаем первые цветы, ежедневно обращайте внимание, как раскрываются бутоны. В этот момент можно даже ничего не говорить, просто смотрите. Ощутите запах, который исходит от цветов.
Смотрим, как с каждым днем листочки на деревьях становятся все больше.
Наблюдаем как высыхают лужи – вот только вчера была здесь на полдороги, а сейчас нет.
Как начинают цвести деревья, а потом образуются завязи.
Как прилетают птицы, как они щебечут и прыгают по траве. Прислушайтесь к пению птиц, попробуйте определить откуда исходит звук, одинаковые или разные птицы его издают.
Обратите внимание на гнезда, прислушайтесь к писку птенцов.
Наблюдайте, как появляются первые жучки, муравьи, бабочки, шмели. Окунитесь в траву и прислушайтесь к этому тихому жужжанию. Обратите внимание ребенка, как плетут паутину пауки, какая она липкая, и как в неё попадаются маленькие насекомые.
В конечном итоге – это огромный материал для творчества. Рисуйте, лепите увиденное.
Зарисовывайте процессы, например, развития бабочек или проращивания семени, приносите домой травы, делайте гербарий, ищите похожие в книгах, определяйте как это называется. Читайте об этом, приводя это в системное знание. Но уже подкрепленное наглядными и очень яркими образами.
Не усложняйте жизнь себе и ребенку, пытаясь следовать принципу: «После трех уже поздно». Просто постарайтесь прожить день внимательно, замечая удивительное вокруг.
Этот навык для ребенка будет самым ценным и пригодится гораздо больше в жизни, научит быть более чутким к окружающему миру, поможет остаться в гармонии с природой, чуть больше чем нам.
Не забывайте, дети обделённые общением с природой — несчастные дети!
2 Comments
Анна
Замечательная статья!
Нам сейчас почти год и 4 месяца, и мы тоже с удовольствием наблюдаем природу: на прогулку даже не обязательно брать ведерко с лопаткой — сынуле гораздо интереснее палочки, камешки, шишки… Возьмет в каждую ручку по камню, и чешет вперед с ликующим воплем 🙂 Вчера впервые пошли гулять пешком после дождя. Надела ему резиновые сапожки — чтобы с упоением походил по лужам)) Так забавно было наблюдать: встанет в самый центр и топает, только брызги летят! 🙂 Потом, правда, уселся прямо на дорогу и стал ковырять в маленькой луже рукой и палочкой… Попыталась посадить его на корточки, но это не очень удобно. Вот и приходится постоянно бороться с желанием предостатвить ребенку свободу в развитии при знакомстве с природой, но в то же время научить и беречь мамин труд и вещи… Ксюша, как ты справляешься с этими задачами? 🙂
И еще меня интересует вопрос: нужно ли останавливать ребенка, если я вижу, что при знакомстве с представителем живой природы (например, кузнечик, улитка, жучок), малыш может причинить им вред, например, раздавить? Недавно поймала лягушку, и показала ему на своей ладони, но он все наровит ручками схватить, а мне очень жаль живность, жаль, если повредится лапка у лягушечки или паучка, если раздавит кузнечика, жаль улитку, которую он пытается выковырить из ракушки… Как донести до него, что это делать не нужно? Может, он должен пройти этот «опыт» и навредить кому-нибудь, чтобы увидеть плоды своего действия, но так хочется обойтись без жертв… К тому же, сейчас такой возраст, что он еще не понимает боль другого, и это может не возыметь результат…
Kseniya
В этом возрасте объяснения про мамин труд для ребенка выглядят весьма неконкретно и абстрактно. Лучше всего надевать такую одежду, в которой он сможет и по лужам потопать и присесть куда-нибудь, при этом не сильно испачкавшись. Он не может удерживать сразу несколько задач, например, то что нужно в луже поковыряться и при этом остаться чистым. Постепенно, все придет. Ненавязчиво поправляй его, приучай к аккуратности во всех других аспектах жизни, и с возрастом он начнет сам стараться сохранять чистоту. Но для мальчика — аккуратность вещь весьма относительная.
Примерно до 1,5 лет ребенок проходит фазу хаоса и разрушения, так он познает мир, его дробность. И естественное желание, когда он видит что-то маленькое да еще и ползающее схватить это. Но в силу того, что пальчики еще не такие ловкие, бедному муравьишке несдобровать. Рассказывай ему что они живые, и тоже испытывают боль, так же как и мы. Покажи ему, как с этими существами взаимодействовать, чтобы их не поранить. Например, не брать руками жучка, а подставить ему палочку, чтобы он по ней полз. Примерно к двум годам, у нас это прошло. Теперь всем жучкам помогает добраться до листочка.