Собираясь на лето к бабушке, мы, конечно же, не брали с собой никаких игрушек. Наблюдая за ребенком, я уже давно пришла к выводу, что ребенок не хочет просто играть, он хочет жить по настоящему, а не играть в жизнь. Он хочет пользоваться настоящими предметами, а не их пластмассовыми игрушечными заменителями. Он хочет пить из настоящей стеклянной кружки, стучать настоящим молотком, мыть настоящую посуду. И если что-то разобьется – он очень быстро понимает, что с этим нужно обращаться аккуратно.
К счастью, у бабушки была очень удачная открытая полочка, которую мы тут же обустроили под свои монтессори занятия. Просмотрев бабушкины шкафы – нашла нужные подносы, чашки и плошки, 10 минут на сборы – и все готово, ребенок сосредоточенно работает, перебирает и перекладывает.
Создавая свои монтессори-полки, обратите внимание, что каждое задание располагается на подносах. Каждый раз, беря поднос с полки, ребенок оттачивает навыки координации движений, ведь не так-то просто взять правильно поднос, чтобы не перевернуть его. Относит на стол и, после того как позанимается, возвращает все на прежнее место, вспоминая как же все стояло, запоминает место расположения предметов. Так же работа на подносах помогает ребенку сконцентрировать свое внимание на той деятельности, которую он выполняет.
Периодически я меняю содержание полочки, в зависимости от интересов ребенка, но в целом, это выглядело примерно так:
Все эти задания относятся к так называемым подготовительным упражнениям, в основном, они направлены на развитие координации движений и концентрации внимания, развивают мелкую моторику руки.
Еще вам может быть интересно: Монтессори лето
9 Comments
Елена (МАСТЕРИНА)
Ксения, как же здорово!! Всё гениальное просто!! А всего-то собрать весь материал в одном месте. Спасибо.
Kseniya
Рада, что понравилось 🙂
Ольга Бардина
Ксеня, восхищаюсь твоей сообразительностью: такие интересные игры из случайно оказавшихся под рукой материалов!!!! Как бы этому научиться… у меня пока так фантазия не работает (((
Kseniya
Нужно просто один раз попробовать, все что нужно уже есть под рукой — присмотрись к окружающим предметам повнимательнее. А иначе как развивать фантазию ребенка если он никогда не видел как фантазирует мама?
Анастасия
Здравствуйте! Очень понравился ваш блог! Многое хочется сказать и спросить, но начну, наверное, с главного для себя. Как правильно организовать пространство детской комнаты по методике Монтессори? полки с материалами доступны ребенку весь день, всегда, когда захочет поиграть? Как часто менять содержимое? Сыну 1г9мес, в попе шило и он не концентрирует свое внимание надолго на каких-то созидательных вещах аля аппликация, раскрашивание, лепка и т.п. Прочитав ваши статьи, у меня прямо огнями горят перед глазами некоторые ваши цитаты, как же я ошибалась, пытаясь впихивать ребенка в шаблоны (аля Умница, может слышали), а он сопротивлялся и бегом бежал когда только видел все эти задания «сделай как мама»… Я не педагог, делаю миллион ошибок, пытаюсь на них учиться, и очень хочу Вашего совета и первый шаг наверное — правильная организация пространства?
Kseniya
Анастасия, правильная организация пространства по Монтессори — это тема двух-дневного семинара 🙂 и как вы правильно заметели — это самое первое с чего нужно начинать. Для начала нужно создать удобную и безопасную среду для ребенка, задача в том, чтобы не приходилось все время контролировать и ограничивать ребенка. В возрасте до трех лет, самое важное на что стоит обращать внимание — это развитие самостоятельности ребенка, включение его в свои повседневные дела, расположение удобных предметов для повседневных дел в доступном для ребенке месте.
Ребенок будет хотеть сделать «как мама», когда, к примеру, мама режет салат или выжимает сок, заваривает чай, а абстрактные картинки пособий у него не вызывают никакого интереса и это ЗДОРОВО!!
Наполняя среду материалами, для начала, определите в каком сензитивном периоде сейчас находится ваш ребенок. Учитывая ваш возраст — это будет период развития двигательных навыков, чувствительность к мелким предметам, период порядка, и период сенсорного развития, + развитие речи.
Исходя из этого наполняем среду — обязательно место для активности и подвижных игр, здорово если есть небольшое спорткомплекс, если же нет, то придется выдумывать, чтобы обеспечить реализацию этой потребности.
Обязательно уменьшить количество доступных материалов — я полагаю у современной мамы, есть весь перечень игр и пособий для развития ребенка, что очень осложняет выбор ребенка и концентрацию внимания на них. Все игры должны находиться в идеальном порядке и у каждой должно быть свое место. Выделяем открытые полочки, где стоят игры или пособия, все лишнее убираем из поля зрения.
Больше делаем акцент на различные упражнения с мелкими предметами, плюс наполняем материалами, которые задействуют сенсорную сферу ребенка, то есть ребенок должен все пропустить через свои органы чувств. Ну и конечно, всевозможные упражнения практической жизни.
Как часто менять? — смотрите по ребенку. Если ребенок уже освоил какой-то вид деятельности, приобрел какой-то навык, то и не нужно все время к нему возвращаться — убирайте этот материал. Если что-то не идет — может стоит отложить, и этот вид деятельности еще не актуален для ребенка, хотя периодически стоит напоминать о нем. Среда это не что-то статичное, единожды созданное для ребенка — она изменяется с ростом ребенка, с изменением его потребностей и интересов.
Надеюсь, коротко ответила на ваш вопрос.
Дарья
Ксения, очень интересная статья! Мы с ребенком (2г) ходим на занятия Монтесорри, и там точно такие же приспособления)))) Дома любит работать с крупами, посудой, переливает воду из кружки в кружку.
Анастасия
Ксения, на фотографии пособия на какой примерно возраст?
Спрашиваю, потому как палочки в дырочки дитё 1,4 уже научился засовывать, а вот сортировка по ячейкам даже интерес не вызывает
Kseniya
Здесь видимо уже после двух Святославу. Палочки вставлять для деток после года — самое оно. А сортировка может и не интересовать. А вообще интересы детей индивидуальны.