Есть мнение, что Мария Монтессори не любила сказки и не рассказывала их своим воспитанникам. Да, это действительно так. Как-то, я открыла Итальянские детские сказки, чтобы выбрать подходящею для своих занятий с детьми и немного ужаснулась. Таких кровопролитных историй еще поискать надо :). С этой точки зрения становится более менее понятна подобная нелюбовь к сказкам. Но это не основная причина.
Марии Монтессори считала, оторванные от реальности сказки бесполезными, а подчас и вредными для неокрепшей психики ребенка. Они уводят ребенка в мир фантазий, мешают правильному восприятию картины мира, пониманию законов Вселенной, связей и закономерностей в ней. А желание уйти в фантастический мир – это уход от реальности, от проблем и в конечном итоге – от самого себя.
Еще К.Г. Юнг призывал различать и отличать «умную фантазию от глупой» (умная может быть притворена в жизнь, в этом и отличие.)
М. Монтессори пишет, что дети до 4-5 летнего возраста предпочитают рассказы о реальных, близких им вещах. И основная задача этого возраста – адаптация в окружающей среде и освоение реальных вещей. А уже в дальнейшем дети начинают различать реальное и нереальное, интересоваться более далекими от окружающей реальности вещами. Как раз в этот период и приходит время волшебных сказок, мифов и т.д.
Сама Мария Монтессори предпочитала рассказывать детям позновательные истории.
В одной из книг, я нашла воспоминания сына Марии Монтессори, Марио, где он говорит, что мама рассказывала ему истории. Это были очень интересные и понятные истории, придуманные ею специально для детского восприятия. Их отличала простота, душевность, доступность и глубина.
Существует шесть классических истории Марии Монтессори:
- «Большая истории происхождения жизни на Земле»
- «Большая истории о красной реке» (анатомия человека)
- «Большая история о том, как человек становится человеком»
- «Большая история о языках»
- «Большая история о числах»
- «Большая история о Боге у которого не было рук» (Происхождение Земли и Вселенной).
По мнению Монтессори, ребенку нужно преподносить не вымышленные истории, а реальные, так как благодаря «впитывающему» разуму, они могут влиять на подсознание ребенка, формируют его психику.
Многие последователи Монтессори и сейчас продолжают придумывать и рассказывать детям новые Большие истории. Так появились истории «О реке времени», «О Земле, которая вертится и многие другие.
Для примера, хочу привести небольшой отрывок из Большой истории «О Боге», воссозданной по воспоминаниям сына Монтессори, Марио:
Дети, я хочу рассказать вам историю, как возник мир. Сначала люди узнали о Боге. Они чувствовали его, хотя и не могли видеть. И всегда они спрашивали себя: какой он? Где его можно увидеть? Ответ был такой: это самое совершенное существо.
— Есть ли у него тело? – спрашивали люди.
— Нет, — отвечали мудрецы, — у него нет тела, нет человеческих глаз, чтобы смотреть. Нет рук, чтобы работать, и нет ног. Но, тем не менее, он все видит и знает.
— А где же он?— Он на небе и на Земле, он повсюду.
— Что он умеет делать?
— Все что захочет.
— А что он уже сделал?
— Все что есть – это его труд. Он – творец и созидатель. Все создано по его воле. Он содержит все вещи в гармонии.
Все это рассказывали мудрецы, отвечая на вопросы людей.
Вначале не было ничего, кроме Бога.
Он один пребывал в добре, и больше ему ничего не было нужно. Но потом он захотел создать огромный мир. И все возникло по его воле: небо и земля, видимое и невидимое…
Подобные истории каждый родитель сможет сочинить самостоятельно и рассказывать своему ребенку. Такие истории — доступное изложение различных познаний, к которым вы готовы приобщить своего ребенка. Хотя именно эти примеры рассчитаны на детей от 5-ти лет, но всегда можно придумать «Малую» историю, основанную на реальных событиях для своего малыша.
А в одной из следующих статей я расскажу о том, как выбрать книги для малышей с точки зрения Монтессори-метода.
А вы уже подписались на новые статьи блога?
7 Comments
Елена
Очень увлекательно. Я волшебные сказки обожала в начальной школе, а до этого больше любила стихи. А еще у деток такая тяга узнать как можно больше — отсюда все их почему и как, что каждый родитель сказочник по неволе — надо ведь уметь объяснить трудные вещи просто и не занудно.
Kseniya
Это точно! Порой такие вопросы ребенок задает, что даже теряюсь как на них отвечать. Приходится доставать энциклопедии и сочинять больши-и-е истории.
Мария
Ксения, подскажите, где можно найти эти истории?
Kseniya
Мария, честно говоря, в тех книгах, что переведены на русский я их не встречала. У некоторых авторов есть частично написанные, для примера. У меня они от преподавателей со времён моего обучения
Анна
Здравствуйте!
Ксения, в первую очередь, большое спасибо за твой интереснейший блог! Я хоть пока и не мама, но читаю с удовольствием и многое беру на вооружение. Я — Монтессори-педагог в классе 6-9, с ранними возрастами, к сожалению, пока знакома только поверхностно, изучаю по мере возможности.
Особый взгляд Марии Монтессори на сказки привлек моё внимание очень давно и, надо сказать, вызвал сначала бурю эмоций 🙂 Я сама в детстве очень любила сказки (по рассказам родителей не засыпала, пока мне их много раз не прочитывали), потом запоем читала их сама. Кроме того, как-то раз попалась мне в руки книга моего любимого Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти», где в главе Борьба за сказку он высказывает мысли в точности до наоборот тем, которые я читала у М.Монтессори. При этом оба уважаемых мной педагога высказывали свои суждения не с потолка: они много работали с детьми всех возрастов и наблюдали за ними.
Например, Чуковский пишет: «Но до семилетнего-восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища … сказка помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу.. когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушит её».
В книге «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» М.Монтессори пишет: «Мы думаем, что развиваем воображение детей, побуждая их верить фантастическим вещам, как действительности. … Но как можно развивать воображение детей тем, что является плодом нашего воображения. … Легковерие свойственно незрелому уму, лишенному опыта и знания реальности… когда воображение не исходит из действительности и жизненной правды, оно не создает великих творений, а рисует узоры, затемняющие сознание».
Прошу прощения за такой длинный комментарий, но очень хочется обсудить этот вопрос с человеком, который «в теме» 🙂 Чуковский писал, что дети потому смеются для нелепостями сказок и выдуманных историй, что понимают как всё происходит в реальности. Но ведь сначала дети эту реальность должны понять? Значит, сначала будет логичным познакомить ребенка с реальностью, а уже потом предлагать сказки и «нелепицы». А ты как считаешь?
Kseniya
Самый лучший способ что-то понять в ребенке — это понаблюдать за ним. Наблюдая за выбором моего ребенка, тема сказок в моей голове встала на свое место 🙂
Когда в два года мы разглядывали Ричарда Скарри про «город добрых дел», Святослав был в недоумении почему лисы месят тесто, хотя эту книжку он и любил разглядывать, и каждую страничку мне приходилось объяснять, и проводить аналогию, про то как это происходит в настоящей жизни. В результате книгу убрала. А больше всего в возрасте до 3-х лет он любил слушать мои «сказки» про полицию, водопровод, водопад, дождь и т.д., в которых нужно было рассказать, как это все устроено, зачем, почему и для чего. И просил их рассказывать бесконечно. Интерес к сказкам возник именно после 3-х лет, ближе к 4-м, когда он уже мог посмеяться над выдумкой и сделать выводы. И даже если б я не читала никаких книг про развитие детей, то из этого опыта я поняла, что до 3-х лет ребенку важно познакомиться с реальным миром во всем его многообразии, а уже после 3-4-х лет это становится пищей для выдумки и фантазирования.
На семинаре у Аллы Пугачевой про Монтессори от 0 до 3, она акцентировала внимание именно на этом аспекте. И еще указывала, что в возрасте 4-5 лет ребенок становится чувствительным к восприятию нравственных норм и морали, соответственно может понять заложенный смысл в сказочной истории и тогда сказка становится прекрасным воспитательным инструментом.
Анна
Ксения, спасибо большое! Очень понятно объяснила) Согласна — наблюдение самый лучший способ понять что именно нужно конкретному ребенку в данный период его развития. И то, что ты описала, прекрасно подходит к философии обоих педагогов, о которых я писала выше)