Многие мамы, увлекшись идеями Монтессори, рано или поздно начинают задумываться о необходимости покупки оригинальных материалов для дома. Некоторых даже не останавливает высокая цена на эти материалы.
В своих статьях я еще буду затрагивать, как и чем можно заменить тот или иной материал, а в этой мне бы хотелось обозначить саму суть вопроса: «Стоит ли покупать Монтессори-материалы домой или же лучше оставить их исключительно для детских центров?» В первую очередь, многих волнует финансовый вопрос. Ведь стоят такие материалы немало, особенно учитывая тот факт, что придется купить не одно пособие, а целую серию — а это уже существенные вложения. Ну а если нет финансовых ограничений то, может быть, и здорово укомплектовать свой дом такими материалами?
Но даже когда такие ограничения есть, то многих это не останавливает, есть мамы готовые пожертвовать многим ради приобретения дорого пособия, насколько оправдана такая покупка?
Весьма привлекательным на западных блогах выглядит развивающее пространство детской комнаты, практикующих домашнее Монтессори, неправда ли? И как прекрасна идея создания такого пространства для ребенка, где все разложено по полочкам и по зонам развития.
Только вопрос, многие ли могут похвастаться необходимыми габаритами детской комнаты, а если детей несколько и разного возраста? Если брать западные иллюстрации домашней Монтессори-комнаты, то как правило, они создаются для домашнего обучения, а не как дополнительная опция для ребенка, посещающего детский сад полного дня.
Если вы планируете отдать ребенка в Монтессори-класс после 3-х лет, то все материалы ему будут доступны и необходимость иметь их дома точно отпадает. А если такой возможности нет, и своего ребенка вы обучаете самостоятельно, то в этом случае покупка Монтессори-материалов может быть оправдана.
Но прежде чем принять решение о покупке дорогостоящего оригинального пособия ответьте «ДА» на следующие утверждения:
- Вы можете без ущерба для семейного бюджета выделить достаточно большую сумму денег.
- Вы ищите красивые образовательные материалы
- Вы знаете как презентовать этот материал ребенку или готовы кропотливо в этом разбираться и учиться.
- В целях экономии времени, вам проще некоторые материалы купить, чем делать самостоятельно.
- Вы готовы к тому, что ребенка может не заинтересовать тот или иной материал.
- Вы готовы искать пути и новые подходы к тому, чтобы вызвать интерес в ребенке, побудить исследовать материал, придумывать и выискивать все новые упражнения с этим материалом.
- Вы планируете использовать этот материал не для одного ребенка.
Принимая решение о покупке материала необходимо помнить, что материал не работает сам по себе!
Если брать Монтессори-центр, то ребенка в нем окружает определенная упорядоченная среда, где он выбирает себе занятие в соответствии со своим интересом. Он видит, как работают старшие дети с еще не знакомым ему материалом, и он уже знает, чем он будет заниматься в будущем, он тоже хочет делать также, не нужна дополнительная мотивация.
Если мы пытаемся создать подобную среду дома, то такого окружения у ребенка нет. Поэтому ребенку необходима будет дополнительная мотивация для работы с материалом. Если мама будет каждый день делать что-то с этим материалом, то ребенок заинтересуется. Если материал просто стоит в уголке, то он привлечет только на стадии новизны, но дальнейшей работы с материалом, глубокого его исследования происходить не будет. Это, на мой взгляд, ключевой момент при покупке подобных материалов.
Многие материалы интересны ребенку на короткий период времени, пока он не освоит тот или иной навык, поэтому такие материалы нет смысла покупать. Лучше поискать заменители или сделать самой, к таким относятся многие сенсорные материалы, шершавые буквы и цифры, подвижный алфавит.Обдумывая вопрос о покупке оригинальных материалов, я долго принимала решение. Но будучи фанатично настроенной монтессори-мамой, я приняла решение о покупке по следующим причинам:
- Мне было лень делать некоторые материалы.
- Эстетичность оригинального материала, его простота и притягательность не идут в сравнение ни с одним аналогом.
- Простой и понятный алгоритм работы с материалом. Работая с монтессори-материалом, ребенок легко двигается от «простого к сложному», ни один авторский материал не может похвастаться такой продуманностью до мелочей.
- Я рассчитывала, что этим будет пользоваться не один ребенок.
Для дома я приобрела следующие материалы:
Розовая башня
Коричневая лестница
Красные штанги
Цветные цилиндры
Цветные таблички — ящик №3
Красно-синие штанги – настольный вариант
Малый подвижный алфавит
К тому же, в силу моей работы, у меня была возможность брать во временное пользование некоторые материалы: блоки цилиндров, доски для ощупывания, весовые таблички, материалы по ботанике и географии.
Оправдались ли мои ожидания от покупок? Частично да. Но как я и писала выше, необходимо прикладывать дополнительные усилия для мотивации ребенка в работе с ними. Когда интерес есть – ребенок прекрасно ими занимается.
Так же, необходимо отделять в сознании ребенка, что это не просто игрушка в ряду других составляющих детской, а материал и есть определенные правила в обращении с ним. Поскольку, если материал превратится просто в игрушку для строительства, уже будет сложно показать какую-то иную возможность этого пособия.
Можно ли было обойтись без них? Проделывая подобные упражнения с аналогами, вполне можно добиться схожих целей. Конечно, можно научить ребенка читать и считать другими способами. Но зная, как это дается в Монтессори-методе и насколько это становится просто и естественно для ребенка с Монтессори-материалами, то меня больше не привлекает ни один из других существующих способов.
Поэтому в нашем случае, считаю покупку оправданной, и есть определенные результаты в работе с этими материалами. И еще несравненный плюс всех Монтессори-материалов — это то, что они систематизируют хаос в сознании ребенка. Все продуманно до мелочей в каждом материале. Если брать другие авторские материалы, то их «многофункциональность» и универсальность запутывает ребенка и очень сложно выстроить последовательность от «простого к сложному», при этом стоить такие материалы могут не меньше материалов-Монтессори.
И в заключении хотелось бы напомнить, что «развитие по Монтессори» заключается не в том, чтобы окружить ребенка оригинальными Монтессори-материалами, а в том, как вы реализуете философию Марии Монтессори в повседневной жизни.
8 Comments
Надежда
У меня тоже проблема с местом и размещением в нем игр… Некоторые материалы умудрилась «вылепить» сама;-) Да и по магазинам некогда ходить.
Все материалы сразу же убираются в шкаф на замке).
Kseniya
Мой сын называет все квартиры в многоэтажных домах — «клетки», сам додумался :). А оно так и есть, поэтому как-то приходится выкручиваться.
Виктория
У вас отличный сайт, Ксения. Вы молодец!
Хочу поделиться своими рассуждениями, вдруг кому-то пригодится.
Из своего относительно небольшого Монтессори-опыта и математика по основному образованию красно-синие штанги для дошкольника в настольном варианте неинтересны, менее эффективны, чем в натуральном размере, по-моему, лучше обойтись без красных штаг из сенсорики. Красно-синие штанги — это основной материал из первой группы Монтессори-математики, это материал целого года жизни ребенка (3.5-4.5 лет), на нем отрабатывается счет в пределах первого десятка, состав чисел, сложение, вычитание, даже элементы умножения и деления. Для этого возраста важен такой большой напольный размер, чтобы было больше движений, а также параллельно ребенок проживает размер 1 метра и 1 дециметра.
Kseniya
Виктория, спасибо за ваш комментарий! В целом, относительно интереса к масштабу соглашусь. У нас, к примеру, дома активно использовались красные штанги, и я бы от них не отказалась, очень долго он на них упражнялся, да и до сих пор строит из них. Если бы они были собственного производства, то впоследствии я бы просто перекрасила их, оригинальный материал как-то жалко полосатить 🙂
Настольные штанги, кстати, у нас хорошо пошли, могу сказать, что счет ребенок освоил на них. И конечно, выбрала их я с заделом на будущее, как раз для освоения сложения и вычитания в будущем. Однозначного решения, здесь наверное нет, каждый раз приходится делать выбор и экспериментальным способом решать для себя, как оно лучше.
Дина Кощеева
Ксения, добрый день!
Подскажите где можно купить монтессори-материалы в розницу по приемлимым ценам? Те же шершавые буквы где заказывали?
Kseniya
Дина, про шершавые буквы посмотрите здесьhttp://kkrasnova.ru/uchim-bukvy-po-metodike-m-montessori/ , там есть ссылка где я заказывала. Для домашнего пользования он вполне приемлемый,
Монтессори-материалы можно купить через интернет магазин «Незнайка», и в «Мир Монтессори» (пр-во Китай), в последнем цена ниже, но и качество тоже, хотя для домашнего использования вполне достаточно, поскольку этим материалом не будут пользоваться десятки детей.
Мария Монтессори
Все же основная цель Монтессори — создать правильно подготовленную среду для ребенка. А без нужных знаний и правильных действий, ни оригинальные игрушки, ни игрушки сделанные своими руками не будут на 100% эффективны.
С другой стороны, кто как не мама понимает своего ребенка и сможет создавать среду следуя изменениям в росте, пропорциях и возрасте.
Мое мнение: если руки из нужного места и есть понимание методики, то нужно создавать среду самостоятельно!
Kseniya
Да, согласна с Вами. Благо сейчас столько информации, о том как это сделать в домашних условиях.