Прежде чем взять в руки карандаш и начать писать свои первые буквы, в Монтессори-методе есть специально созданный материал для подготовки руки к письму – это металлические рамки вкладыши, придуманные самой Марией Монтессори.
Цвет и простота исполнения этого материала неизменно привлекает внимание любого ребенка, который соприкасается с этим пособием. Все очень лаконично, приятный привлекающий внимание цвет, удобство в использовании, приятный в работе материал.
Хотя этот материал находится в зоне русского языка, но формы геометрических фигур и их количество (10) перекликается с зоной математики.
Задача ребенка при работе с этим материалом — обвести рамку и вкладыш, заштриховать её.
А косвенно при работе с этим материалом ребенок решает следующие задачи: подготавливает руку к письму через обводку и штриховку, утончает мелкую моторику, совершенствует навыки концентрации внимания и координации движения.
Металлические рамки-вкладыши из-за своих внушительных размеров использовать дома весьма проблематично, да и цена немаленькая, хотя я знаю некоторых увлеченных мам, которых это не смутило. Но, конечно, с точки зрения работы с ним – он очень приятен в использовании, и не идет ни в какое сравнение с заменителями.
Тем не менее я выбираю заменители
Для домашнего использования я приобрела деревянные Рамки-вкладыши от Оксва, комплект «Элит», размер этих рамок 12х12, что очень удобно для первых проб в обведении.
У этого же производителя – есть также рамки-вкладыши маленького формата, помещающиеся на листе фанеры размером А4, но для подготовки руки они совершенно не подходят, поскольку обводить их 3-х летнему ребенку будет катастрофически не удобно и он забросит это занятие даже не поняв, в чем суть задания!!
В комплекте «Элит» от Оксва есть ряд ограничений:
1. Рамки сделаны так, что достав круг придется потрудиться, чтобы вставить его туда обратно, обработка краев неважная, поэтому фигуры вставляются с усилием, и ребенка это жутко раздражает! Попробовав пару раз – он просто не захочет этим заниматься
Чтобы исправить этот недочет, маме придется вооружиться наждачной бумагой и обточить все края фигур, чтобы они входили в свои рамки мягко и без усилий.
2. Рамки лежат в одной деревянной коробке друг на друге, местами вкладыши лежат перевернутыми, дабы все это сокровище могло поместиться, и, как полагается, некоторые вкладыши вываливаются из своих рамок. Конечно это компактно, но сложить обратно в коробку сможет только мама.
Для работы такое хранение весьма неудобно, придется их достать из коробки и выложить на какое-то видное место на плоскости, или же поставить их друг за другом, чтобы можно было пролистывать фигуры.
На начальном этапе первого интереса к этому материалу, я выкладывала на столе по несколько фигур и предлагала поработать с ними, периодически фигуры меняла.
3. Кажется странным, что делая рамки-вкладыши Монтессори, производитель решил сделать фигуры на свое усмотрение, а не те, что предлагала М.Монтессори в своем материале. В оригинальном материале есть очень интересные фигуры, их количество и форма строго выверена.
Производитель деревянных рамок предполагает, что необходимо купить две коробки, и того 16 фигур. Но я предпочла выбрать только одну, первого уровня с простыми фигурами, поскольку в нашем арсенале есть еще замечательный набор «Орнамент Зайцева», который мы также стали использовать как рамки-вкладыши и обводить их.
Исключив все недочеты покупки, и приведя все комфортный для использования вид, ребенок очень увлекся процессом!
Некоторые делают подобные рамки из картона, но мне лично такой вариант не очень нравится, поскольку картон может деформироваться или оставлять неровные края при обведении, что абсолютно недопустимо в этой работой.
Начинать обводить можно с 2,5 лет, если не пошло — отложите на пару месяцев, пусть интерес и возможности руки дозреют.
Дальше уже можно предлагать штриховку, примерно с 3,5 лет.
Как работать с рамками-вкладышами Монтессори:
Расположите рядом с рамками листы белой бумаги размером с рамку и хорошо заточенные карандаши, для того чтобы ребенку не пришлось ничего искать для начала работы.
Первый показ материала или презентация:
Рамка кладется на лист бумаги и обводится цветным карандашом изнутри. Затем, с уже нарисованной на бумаге фигурой, совмещается вкладыш и обводится еще раз карандашом другого цвета. На бумаге остается два почти совпадающего контура, и этот факт поражает ребенка!! Как же так: я обводил два различных предмета – рамку и вкладыш, а на чертеже получилась одна и та же фигура? В этот момент у малыша зарождается объективное понятие геометрической фигуры как линии, определяющей форму.
Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими размашистыми линиями, потом все более узкими.
Штриховка делается всегда слева направо (связь с письмом).
В первый раз показывается крупная безотрывочная штриховка, дабы ребенок уловил сам принцип штрихования.
Когда ребенок освоил простые упражнения с этими рамками, то он уже недовольствуется изображением какой-то одной фигуры, а приступает к комбинациям из одной и той же в разных поворотах или из двух и более. В результате получаются чудесные орнаменты.
Работая со штриховкой, постепенно ребенок начинает чувствовать границу, начинает работать карандашом не отрывая его от бумаги.
По таким рисункам ребенка можно с уверенностью судить о степени его зрелости и умении держать карандаш в руке.
М. Монтессори пишет:
«… Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком при разрисовке этих фигур, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей! …Не думаю, чтобы существовало другое средство для столь полного и быстрого обучения письму. Главное же, при этом ребенок получает удовольствие и развлечение. Таким образом, мои дети совершенствуются в письме без письма.»
А вот пример презентации этого материала:
Еще о подготовки руки к письму: Поднос с манкой
Получайте новости блога себе на почту:
2 Comments
Надежда
У меня сын часто спрашивает, как правильно держать карандаш, получив ответ, заявляет, что ему так неудобно, больно и рисует по-своему))). При чем эта ситуация повторяется вновь и вновь, что порядком достало папу;-).
Думаю, такие наборы нам как раз кстати, пойду искать…
Kseniya
Ребенок всегда держит так как ему удобно. Я ребенка не поправляю при этом, лишь иногда акцентирую внимание на том как я держу карандаш. Для формирования правильного захвата имеет смысл пользоваться совсем маленькими мелками, которые по другому просто не возьмешь как тремя нужными пальцами. Или еще для этих целей хороши трехгранные карандаши. Ну и конечно важна косвенная работа над захватом, в Монтессори-методе для этого есть масса упражнений из серии «Упражнений практической жизни» и сенсорики.