Есть странные высказывания об эффективности методов Монтессори, некоторые критикуют, говоря, что метод затрудняет дальнейшую адаптацию к школе или за отсутствие внимания к творческому развитию. Но так может говорить только человек, который никогда не сталкивался с методом, и не читал сами книги Монтессори, не видел детей, которые учатся в школах монтессори и не общался с ними.
У нас в России никто не занимался статистикой детей, прошедших обучение по этому методу, поскольку в России метод начал развиваться относительно недавно, да и к тому же, в России не так много Монтессори-школ для дошкольников, а начальной школы и того — единицы.
На западе, например, гораздо популярнее этот метод и многие известные люди выбирали его для своих детей. Так систему Монтессори выбрали для своей единственной дочери Билл и Хилари Клинтон. И для своих детей Майкл Дуглас. Так же её выбирают многочисленные дети и внуки Льва Толстого, живущие за границей.
А вот и официальный список известных людей, закончивших школы Монтессори.
Известные Монтессори-выпускники:
- Питер Друкер, гуру менеджмента
- Сегрей Брин, сооснователь Google
- Джеффри Безос, основатель Amazon.com
- Джимми Вейлс, основатель Wikipedia
- Вилл Райт, дизайнер компании The Sims
- Хелен Хант, актриса, получившая премию Американской киноакадемии
- Джордж Клуни, актер, получивший премию Американской киноакадемии
- Джошуа Белл, американский скрипач, обладатель скрипки Страдивари
- Кетрин Грехем, владелец/редактор Washington Post
- Жаклин Бувье Кеннеди Онассис, редактор, в прошлом Первая леди
- Шон Кумбс, музыкальный магнат
- Анна Франк, автор «Дневника Анны Франк» (“The Diary of Anne Frank”)
- Габриэль Гарсия Маркес, лауреат Нобелевской премии в области литературы
- Принц Уильям и принц Гарри, члены английской королевской семьи
- T. Берри Брезельтон, педиатр
- Джулия Чайлд, шеф-повар, автор поваренной книги, телезвезда
- Фринденсрайх Гундертвассер, австрийский художник, архитектор
- Кеми Котлер, актриса (самый младший ребенок длинного сериала The Waltons)
- Дакота Феннинг, актриса
- Мелисса и Сара Джилберт, актрисы
- Ли Селонга, филиппино-американская актриса, актриса Бродвея.
Известные люди, которые выбрали школы Монтессори для своих детей:
- Стивен Дж. Кеннелл, телесценарист, продюсер
- Билл и Хиллари Клинтон, бывший президент, сенатор, государственный секретарь
- Майкл Дуглас, актер
- Йо-Йо Ма, виолончелист
- Петти Дюк Остин, актриса
- Джон Брэдшоу, психолог
- Eлизабет Берридж, актриса
- Дэвид Блейн, уличный иллюзионист
- Шер Боно, певица, актриса
- Юл Бриннер, актер
- Мерси Керси, телепродюсер
- Шери Льюис, кукловод
- Вилли Нельсон, музыкант, имел школу Монтессори на своем ранчо.
Другие влиятельные люди, которые имеют отношение к Монтессори:
- Александр Грэхем Белл (изобретатель) и его жена Мейбл основали в 1913 году Образовательную Ассоциацию Монтессори. Они также предоставляли финансовую помощь непосредственно доктору Марии Монтессори и помогли открыть первый класс Монтессори в Канаде и один из первых в Соединенных Штатах.
- Мистер Роджерс — деятель детского телевидения, был ярым сторонником образования Монтессори.
- Томас Эдисон — ученый и изобретатель, способствовал основанию школы Монтессори.
- Элис Вотерс — писатель, бывший педагог-Монтессори.
- Эрик Эриксон — антрополог и психолог, получил сертификат педагога-Монтессори.
- Джин Пиджет- шведский психолог, провел первые исследования детей в Монтессори школе. На протяжении многих лет возглавлял шведское Общество Монтессори.
- Дочь президента Вильсона квалифицированный педагог-Монтессори. Во время президенства Вильсона в подвале Белого Дома работал класс Монтессори.
Эта информация собрана в США, где Монтессори-педагогика развивалась на протяжении 100 лет, имеет сложившуюся структуру и широкое распространение.
Глядя на этих людей, вовсе не скажешь, что у них недоразвито правое полушарие. Уж кому, а им точно творческого подхода в жизни не занимать. И можно сказать наверняка, что они в полной мере реализовали себя в профессии.
Некоторые скажут, что в России другой менталитет. Менталитет-то другой, но потребности детей во всех странах одинаковы, и дети проходят одинаковые периоды своего развития, в какой бы стране они не находились. Именно поэтому метод Монтессори называется — «Методом научной педагогики».
А вот если бы вы пришли в Монтессори сад, то удивились бы, насколько дети вежливы и общительны, с хорошо развитой речью, заняты продуктивной деятельностью, умеют общаться как с младшими детьми, так и со старшими и со взрослыми (в силу разновозрастной группы). И доводы людей критикующие Монтессори за то, что дети недостаточно социализированы – просто абсурдны. Придя после Монтессори групп в обычную группу детского сада – эта разница бросается сразу в глаза: дети шумны и не послушны, в младших группах часто наблюдается проявление агрессии между детьми. Дети общаются только со своими ровесниками, занимаются деятельностью предложенной воспитателем, если творчество – то по образцу.
А что же после монтессори-сада, ведь эти дети идут в обычную школу? И как показывает практика – эти дети лучше всех адаптируются в школе, поскольку у них высокий уровень внутренней мотивации к учебе. У них высокие адаптивные способности. Они легко включаются в учебный процесс. Сразу понимают правила и требования учителя. И что уж тут кривить душой, как правила родители, выбирающие монтессори-образование, очень тщательно подходят к выбору общеобразовательной школы и в большинстве своем подбирают школы, которые хоть как-то отражают идеи гуманной педагогики, а сейчас таковые уже есть :).
Это мой собственный взгляд на эту тему, если вам есть, что добавить – пишите в комментариях.
Чтобы всегда быть в курсе событий и не пропустить ничего интересного, советую подписаться на обновления блога с доставкой на дом! ЖМИ ЗДЕСЬ!
23 Comments
Ольга Бардина
Ксеня, поделись личным опытом: вы Святослава собираетесь в сад отдавать? Искали, где есть дошкольное и школьное монтессори образование?
Kseniya
Я уже изучила все Монтессори-школы окрестностей 🙂 и пока мы дома и никуда не ходим. Все упирается в дорогу, сейчас мы живем за городом и я не готова тратить много времени на преодоление этих дорог. Поначалу меня это очень печалило, но сейчас я отпустила ситуации и живу спокойно.
Тем более в ближайшее время Святославу предстоит ходить вместе со мной на занятия, которые я буду вести, как только впишется в мой график, будем думать о продолжении.
А что касается школьного монтессори образования, то такие школы сейчас уже стали появляться в Москве, ну а дошкольное образование так тем более, правда, надо очень тщательно выбирать, поскольку не всегда вывеска «Монтессори» гарантирует вам качество этого заведения.
Ольга Бардина
Ксеня, а какие занятия ты будешь вести — для детей?
Kseniya
буду вести йогу для детей, и программу для деток от 3-6 «путешествие по странам мира»
Ольга Бардина
Ух ты, как интересно? А с какого возраста можно на йогу?
Это будет в Москве? Или за городом?
Kseniya
С любого возраста, йоге все возраста покорны 🙂 Есть группы для мам с малышами, а когда ребенок уже готов остаться без мамы — тогда и отдельно занимаются. Я набираю деток от 4 лет. Провожу рядом с домом, на дорогу время не трачу. А в Москве уж тем более можно найти, при желании.
Ольга Бардина
Да, мне как маме хотелось бы, чтобы Святослав занимался йогой. Тем более, как мне кажется, у него есть склонность к этому (я говорю только о физической стороне). Но вот как быть с собранностью 🙂 С какого возраста он сможет сосредоточиться на упражнениях, а не просто носиться по залу от радости )))))
И вопрос удаленности, конечно, тоже важный. В Москве, конечно, всё можно найти, но далеко ездить очень неудобно — и на общественном транспорте, и на машине. Может, нам сильно повезет и откроется что-то поблизости к нам ))))
А пока ходим на общие развивашки.
Kseniya
Оля, для каждого возраста есть своя методика преподавания. Естественно, никто не ждет от малыша, что он примет какую-то асану и будет в ней стоять неподвижно. Занятия йогой с детьми — это увлекательная игра, с рассказыванием сказок и историй на самые разные темы. Дети с огромным удовольствием изображают животных, играючи делают дыхательные упражнения (надувают шарики, или жужжат как пчелы), и каждое занятие похоже на захватывающее путешествие.
В Москве сейчас в очень многих детских центрах есть занятия йогой с детьми, может и ехать далеко не придется.
Дана
Я за смешанный и взвешенный подход, исходя из потребностей ребенка. С сыном больше смотрела в сторону Вальдорфа, потому что он очень мечтательный творческий ребенок, но в Вальдорфе мне всегда в итоге мешала эзотерика и слишком большой перегиб в мечтательность. С дочкой заинтересовалась Монтессори, потому что она более практична и прагматична (хотя судить, конечно, рано), но, хорошенько почитав материалы, я поняла, что и тут мне кое-что мешает. Во-первых перегиб тут все-таки немного аналитический, а во вторых мне не понравилось ограничение методов игры с обучающими предметами, то есть использовать их можно только по назначению и только во время занятий, мне это странно и не понятно.
В общем, в итоге получается,что и Вальдорфе и в Монтессори мне нравится упор на натуральные материалы, чуткое отношение к интересам и склонностям ребенка, и методичное знакомство ребенка с окружающим его миром (начиная с обучения практическим навыкам и кончая наблюдениями за природой). А во все эти вещи я в общем-то еще и до знакомства с этими методиками верила, так что я решила ничему твердо не придерживаться, а идти за интуицией.
Кстати, я большая поклонница Шарлотты Мэйсон, которая говорит об очень похожих вещах, но как-то у нее получается без перегибов и менторского тона, за что очень ее люблю! Если ты не знакома, то очень рекомендую.
А вам желаю много много удачи в занятиях, когда находшь свое это очень здорово!
Kseniya
Да, это факт, что ребенку никто не позволит забивать гвозди розовой башней, но когда ребенок познакомится с этим материалом, и освоит основные принципы работы с ним, то тогда для него открывается огромный простор для творчества. Некоторые сенсорные материалы ребенок может совмещать друг с другом и тогда они прекрасно дополняют друг друга. И у детей просто происходит взрыв творчества, они создают такие шедевры!! Но при этом не хаотично манипулируя предметами, а уже имея определенную цель и замысел, и имея основу для этого.
Если уж говорить о материалах, то дидактические материалы Монтессори — это эталон: звука, цвета, веса, длины и т.д. И именно благодаря наличию эталона хаотичное сознание ребенка и хаотичное видение мира начинает приходить в систему, а математическая абстракция становится наглядной и понятной. Имея эталон ребенку становится понятен мир, это основы классификации. Ребенок не может знать о назначении многих предметов, в особенности дидактических материалов, поэтому ему сначала показывают как с этим работать, а потом он самостоятельно изучает возможности этого материала.
И кстати, для детей до трех лет — рекомендована совершенно другая развивающая среда, нежели для детей после трех лет. Монтессори разрабатывала свой материал для детей от трех лет. И нужно помнить, что у деток до трех есть другие потребности, им необходимо давать много движения, свободного манипулирования с предметами и реальные действия практической жизни.
А уже дальше, задача в том, чтобы перенести полученный эталон на реальный мир. Есть такое высказывание, что задача материала — это уйти от материала.
Лично мне нравится этот метод за его приближенность к реальной жизни, здесь все по-настоящему, ребенок не играет в жизнь а все делает по настоящему, и детям это нравится. Как говорила сама Монтессори: «Мы готовим ребенка не к школе, а к жизни».
Я бы еще добавила, что в Монтессори методе заложена огромная глубина, которую не передать через книги, и многие авторы упрощают эту систему. Это не приемлемо в сециализированных монтессори учреждениях, но что касается домашнего обучения, то мы вольны здесь делать все, что нам нравится 🙂 И конечно, учитывать, что система взятая вне системы работает уже совсем по другому.
Дана
Вот связь с реальной жизнью мне тоже очень важна и близка, но найти это можно и в других педагогиках тоже, поэтому как-то на Монтессори я остановиться не смогла. Возможно, из моей личной аллергии на догматизм 🙂 читала многое в оригинале, впрочем как и Штейнера (=Ввльдорф) и за догмами так и не смогла проникнуться глубиной. Это не значит, что я отвергаю эти системы и как-то их недооцениваю, вовсе нет, это скорей мои личные жуки. И именно за это полюбила Шарлотту Мэйсон, что слог у нее легкий и воздушный, рекомендующий, а не диктующий, как-будто общаешься со старшей подругой. Но орять-таки это нечто очень дичное…
Очень буду с нетерпением ждать рассказов о том, как у вас будет развиваться обучение. Спасибо, что делишься!
Анна
Погуглила о Шарлотте Мэйсон, почитаю, спасибо за мнение!
Александра
Спасибо за статью!
Мне тоже очень созвучна педагогика Монтессори. Настолько продуманные материалы, уважение к ребенку, возможность узнавать настоящую жизнь. К сожалению, водить дочку в Монтессори-сад нам пока не светит из-за расстояний и финансового вопроса. Стараемся организовать развивающую среду дома. Вообще мечтаю о Монтессори-курсах для родителей, но у нас пока такого не встречала… Приходится самостоятельно изучать эту методику, а также вместе с детьми её осваивать.
Буду внимательно следить за вашими успехами и перенимать опыт 🙂
Мне кажется, это очень здорово, что вы делитесь своим опытом занятий, тем самым распространяя Монтессори-педагогику. У нас в стране о ней пока очень смутное представление… В разговорах о Монтессори нередко встречала похожие стереотипы об отсутствии творчества и т.д. Многие вообще считают, что М-педагогика для неполноценных детей. От таких фраз я была немного в шоке 🙂
Удачи в таком полезном начинании!!!
Kseniya
Александра спасибо за пожелания! Очень многое хотелось бы рассказать и показать по этой теме, к сожалению, не всегда на это хватает времени. Мне очень импонирует, что вам так же близка это тема, как и мне.
У меня тоже нет возможности сейчас водить в Монтессори-цетр, но это вовсе не мешает применять принципы Монтессори у себя дома. Думаю, любящие родители смогут дать ребенку очень многое и даже еще больше…
Анна
Мне интересно было бы попробовать с детьми Монтессори занятия, у нас в городе как раз открылись. Хотя, по тому что я читаю в интернете, я союзна с Даной один в один, с разницей, что пока мое мнение похоже на предчувствие, т. к. с чужих слов трудно составит точное представление)) это похоже будет на анекдот о Шаляпине, что, мол, картавит, шепелявит… ты слышал? Да, мне Рабинович напел 🙂
Kseniya
Только пожалуйста не составляйте свое мнение по статьям из интернета. Лучше всегда читать первоисточник или книги её последователей, в этом смысле мне очень нравятся книги Е.Хилтунен, написано очень доступно и «мягко» :), читается легко, все примеры очень наглядны.
Наблюдайте, размышляйте, читайте и вы обязательно найдете то, на что отзовется ваше сердце и заблестят глаза вашего малыша. Ведь каждая мама уже самый лучший педагог для своего ребенка 🙂
snegopad
Может, и не совсем по теме, но… Сколь прекрасны Ваши помыслы в популяризации метода, столь же большое недоумение вызывает… как бы это помягче… скажем, безграмотный перевод (ну про культурное поле переводчика молу, молчу): назвать Анну Франк Енн Френк, автором «Дневника Енн Френк» (“The Diary of Anne Frank”) — это, скорее, антипопуляризация для людей с нормальным культурным бэкграундом. Исправьте, пожалуйста! А список, действительно, впечатляет. Жаль, что тот тип образования (дошкольного и школьного), который во всем мире распространен и является просто нормальным вариантом выбора, у нас до сих пор воспринимается скорее как экзотика и, к сожалению, не поддерживается государством, и поэтому довольно дорог ((
Kseniya
Спасибо, что заметили ошибку, уже исправила. Не могу похвастаться нормальным культурным бэкграундом 🙂
Алена
Добрый день. Интересная статья, спасибо. Нам 1,1 выбираем школу развития для общения с другими детками. В год был плановый медосмотр у невролога и доктор категорически запретила ходить в группу Монтессори, элементы методики можно использовать, но в «чистом виде» -нет, так как методика тормозит развитие. По ее словам методика создавалась для обучения аутистов и деток с синдромом Дауна и поэтому очень медленная. Вот теперь на распутье стою.. ((
Kseniya
Читаю и улыбаюсь )), ну да есть еще такие мнения, но это не более чем МИФ! Если уж заглядывать в историю создания метода, то М.Монтессори действительно начинала свои исследования с работы с такими детьми, и она сделала кое-какие открытия, получила хорошие результаты, но уже после этого, стала детально работать над своим методом и уже со здоровыми детьми!!http://kkrasnova.ru/11-mifov-pedagogiki-samorazvitiya/
Работая со здоровыми детьми в Монтессори центре, я не видела детей, которые отставали бы в развитии занимаясь по этой методике не один год. Напротив, дети очень социально адаптированные, самостоятельные, умеющие думать и задавать вопросы. Да, ребенка никто не тянет за уши, чтобы он знал то, что ему положено по норме утвержденной кем-то, каждый движется в своем темпе, и раскрывает свои таланты.
Я бы вам порекомендовала найти хороший Монтессори-центр, походить в него, пообщаться с педагогами, посмотреть на детей, которые давно там занимаются и составить свое мнение.
Прочитать, к примеру, книгу «Чудо-Монтессори» Е.Тимошенко, которая даст ответы на многие вопросы.
И прочитайте вот эту статью про мифы живущие вокруг метода Монтессори:
Алена
Спасибо большое. Посмотрю ссылки!
Marina
Каких только глупостей ни услышишь об этом методе . Моя дочь ходит в сад Монтессори уже почти 1,5 года. Правда живем мы в Америке. Отличная система, отличные учителя, ооочень развитые и воспитанные дети. Атмосфера в садике очень непринужденная, дети в восторге. У меня правда не было желания развивать конкретно творческую или аналитическую сторону. Хочу, чтоб ребенок был счастливым и общительным, сам мог выбрать, что ему развивать в дальнейшем. Монтессори как раз дает эту свободу выбора
Kseniya
Спасибо, что поделились своим опытом! Да, самый лучший способ понять подходит или нет — это посмотреть на счастливые лица детей!