А вы задумывались, почему мы так любим сравнивать своих детей c их сверстниками? И так болезненно реагируем, если они вдруг в чем-то уступает им.
Некоторые родители часто в сердцах выкрикивают: «Ну что ты такой?.. Вот Миша в твоем возрасте уже умеет…»
А вы уверены, что наш ребенок должен быть лучше Миши? И вообще, вы всерьез думаете, что он нам чего-то должен? Когда появился мой ребенок, я отчетливо поняла, что совсем не я его воспитываю. Он такой маленький – а каждый день преподносит мне настоящие уроки.
Учит меня терпению, умению отдавать свою любовь и заботу безвозмездно, контролировать свои эмоции, трансформировать своё напряжение и усталость, бороться с гневом и раздражением, развивает во мне воображение и умение переключаться и делать все дела одновременно. Получается, что детям мы можем только отдавать, а не ждать от них чего-то. Ведь, если мы от них многого хотим, то становимся сами от этого несчастными, когда этого не получаем, и издергиваем этим желанием своего ребенка. Часто, мы прибываем в полном заблуждении, если думаем, что все знаем про своего ребенка, знаем что ему нужно и чего он хочет. И нам очень сложно относиться не привязано к тому, кем он будет в будущем.
Самая лучшая мысль, с которой нужно подходить к своему ребенку примерно следующая: «Я просто счастлива, что ты у меня есть, такой какой ты есть» и ребенок будет улавливать такой настрой родителей. Очень хорошо иллюстрирует подобное отношение к ребенку пример, который я услышала от Руслана Нарушевича, про мальчика, который говорит своим родителям: «Когда я вырасту – я буду пилотом и вашим любимым сыном. А если я не стану пилотом – то буду просто вашим любимым сыном».
Ведь какой толк, всеми силами пытаться сделать юриста или экономиста, следуя моде и престижу, из ребенка, когда он всю свою жизнь мечтает стать художником. Он точно будет несчастным, так как никогда не сможет реализоваться себя в профессии, выбранной родителями. А родители, тоже не получат счастья, поскольку, в лучшем случае, он будет посылать им тихие упреки.
Конечно, это наши еще очень далекие перспективы, наши детки еще слишком малы, чтобы мы думали об этом. Но даже сейчас, я ловлю себя на мысли, что я хочу ОЧЕНЬ МНОГО от своего ребенка! Чтобы он столько знал и умел в свои всего 2 года!!!
И то, что он не любит какие — то вещи, которым я его пытаюсь научить, просто вводят меня в депрессию: «Ну как же так, он же должен любить рисовать, играть с машинками, копаться в песочнице, бегать на перегонки с другими детьми, любить качаться на качелях, называть буквы и цифры, повторять за мной то, что я прошу, танцевать, когда все танцуют, играть в то, что я ему предлагаю». А он – не просто этого не хочет, он СОВСЕМ этого не хочет! У него на этот счет свой план и свои мысли, у него уже есть свои интересы и предпочтения. У него уже ярко выраженный свой характер и совершенно особенный, собственный способ восприятия этого мира.
И как бы мне не хотелось сделать из него полиглота, музыканта, художника или архитектора – постепенно я начинаю понимать, что к нему это не имеет никакого отношения. Это исключительно мои амбиции и мой способ самоутверждения.
А моя первостепенная задача сейчас:
- вдохновлять его действовать самому и предоставить ему возможности выбора;
- помогать ему идти туда куда ему хочется (естественно, исключая все потенциально опасные вещи).
- И самое главное – это развить в нем желание познавать, достигать чего-то, творчески подходить к решению проблем, то есть, создать такую среду, которая стимулировала бы в ребенке эти качества. А не создавать «теплицу» наполненную игрушками.
Вы спросите меня: » А как же развить эти качества в ребенке?» Ответ предельно прост:
Надо самим так действовать. Если родители ничего не хотят – дети тоже будут испытывать такие же чувства, не знать чем заняться в жизни. Если родители постоянно изучают что-то новое, развиваются, как личности, заботятся не только о своей семье, но и о других людях: о бабушке из соседнего подъезда, о кошечке и бездомной собачке — то и ребенок вырастет заботливым и внимательным, устремленным и нацеленным на развитие своих лучших качеств.
Хотите культивировать какое-то качество в ребенке – посмотрите есть ли оно у вас, и культивируйте его в себе. А ребенка оставьте в покое.
9 Comments
Татьяна
Отличная статья! Спасибо!
Jane Bezmaternykh
Я помню в детстве меня родители очень часто спрашивали об оценках моих друзей. Написала контрольную на 4, меня всегда дома ждал вопрос: «А насколько написала Ира, Катя..?». В 6 классе я объявила родителям бунт. Я запретила им спрашивать об оценках других. Потому что, когда я приносила домой 5-ки, мне никто не задавал таких вопросов. А стоило принести 4 или 3… Меня сравнивали.
Теперь я думаю над тем, как не сравнивать свою дочь с другими детишками. Ведь она — самое ценное сокровище на Свете.
adm
Я каждый раз ловлю себя на этих попытках сравнивать, пытаюсь их останавливать. А все наверное оттого, что хочется погордиться — и ребенок, а точнее его достижения — это хороший повод 🙂
Jane Bezmaternykh
А кто не любит похвастаться своим ребенком? У меня прямо язык чешется рассказать подругам по песочнице, что моя дочь научилась делать.
Другой вопрос, когда твой ребенок — не первый парень на селе. Тяжелее в этом случае не сравнивать.
Светлана Билецкая
У нас наоборот, дети себя чаще сравнивают с другими. Может это влияние школы.
Я им часто повторяю, что каждый умен и талантлив по-своему.
И важно сравнивать себя с собой — вчера не умел, а сегодня научился.
adm
По моему мнению, вся наша система образования, что в школе, что в детском саду, ориентированы на оценку и на сравнение с другими. Дети очень чутко реагируют на оценку значимого взрослого. Тем более, в школьном возрасте (особенно близко к подростковому) их психика становится очень чувствительна и восприимчива, и они начинают очень болезненно переживать, если чем-то отличаются. Плюсом ко всему этому еще добавляется наша оценка их достижений и наша собственная самооценка. А вы молодец, что так настраиваете детей. Именно так и нужно разъяснять им все их переживания.
Ксения
Вот и у меня родители в школе спрашивали кто какие оценки получил, и почему я получила не высший бал, а мои одноклассницы получили. Помню то неприятное ощущение сравнения. Сама я против того, что бы ставить ребенку в пример (а тем более в укор) кого-то из сверстников.
Kseniya
Так было наверное у большинства. Поэтому стоит задуматься и недопускать подобного к своим детям.
Ирина
Спасибо за великолепную статью!